Законодательство РФ

"МР 3.1.0173-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.04.2020)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека,

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

А.Ю.ПОПОВА

21 апреля 2020 г.

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 3.1.0173-20

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ежлова Е.Б., Демина Ю.В.), ФКУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора (Щербакова С.А., Казакова Е.С., Кедрова О.В., Сафронов В.А.).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 21 апреля 2020 г.

3. Введены впервые.


1. Область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других организаций независимо от организационно-правовой формы собственности.

1.2. В целях оперативного реагирования с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки особенности применения отдельных положений настоящих методических рекомендаций могут уточняться Роспотребнадзором информационными письмами.


2. Общие положения

2.1. В соответствии с Временным руководством Всемирной организации здравоохранения "Глобальный надзор за COVID-19, вызванной заражением человека вирусом COVID-19" от 20.03.2020 развитие эпидемической ситуации при COVID-19 в разных странах мира проходит несколько этапов (фаз), предусматривающих комплекс противоэпидемических мероприятий на национальном уровне:

- первая фаза - отсутствие регистрации болезни на территории страны;

- вторая фаза - регистрация единичных завозных случаев, которые не реализуются в виде дальнейшего распространения инфекции;

- третья фаза - выявление завозных и местных случаев с изоляцией всех больных и контактных, выявление всех эпидемиологических связей между заболевшими;

- четвертая фаза - масштабное неконтролируемое распространение инфекции.

2.2. Эпидемиологическая тактика при COVID-19, независимо от фазы эпидемического процесса, включает:

- своевременное выявление и изоляцию источников инфекции (на первых фазах за счет усиления санитарно-карантинного контроля в международных транспортных узлах, медицинских осмотров пребывающих и лабораторного обследования лиц, прибывающих из неблагополучных регионов мира);

- снижение рисков инфицирования за счет ограничения контактов, в первую очередь, в местах массового скопления людей, социального дистанцирования, изоляции (самоизоляции), применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) как среди групп риска (ранжирование), так и среди населения, введение особых режимов на предприятиях и в коллективах, включая медицинские организации;

- уничтожение возбудителя в окружающей среде, на различных поверхностях, в помещениях путем системной дезинфекции и применения средств обеззараживания воздуха;

- разъяснительную работу с населением о мерах личной и общественной профилактики.

2.3. Решение о проведении необходимых противоэпидемических мероприятий на территории страны принимает Правительство Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, по предложению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.

2.4. Основой для формирования предложений является эпидемиологический мониторинг, данные оперативного анализа и оценка эпидемиологических рисков развития ситуации (динамика заболеваемости, структурный анализ инфицированных лиц, оценка степени тяжести, готовность медицинских организаций и другое).


3. Основные противоэпидемические мероприятия по фазам

эпидемического процесса


3.1. Первая фаза - отсутствие регистрации болезни на территории страны.

3.1.1. Мероприятия в отношении граждан, прибывающих на территорию и перемещающихся по территории Российской Федерации:

- усиление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу в отношении иностранных граждан, граждан Российской Федерации и транзитных пассажиров, прибывающих из зарубежных стран, на территории которых регистрируется COVID-19, проработав вопросы выявления больных на транспортных средствах и алгоритм действий медицинского персонала при подозрении на COVID-19 (повышение температуры тела, наличие респираторных симптомов) и обеспечив немедленное информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о таких случаях;

- организация немедленного отбора материала для лабораторного обследования и направление данного материала в ФБУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора при наличии признаков острого респираторного заболевания среди лиц, прибывших из неблагополучных регионов мира;

- сопровождение эвакуации граждан Российской Федерации, находящихся в странах, неблагополучных по COVID-19;

- помещение всех въезжающих из неблагополучных стран/регионов страны в обсерватор/изолятор;

- минимизация пассажиропотока из стран, затронутых эпидемией;

- контроль температуры тела пассажиров и экипажей на международных транспортных линиях и транспортных узлах (в аэропортах, на ж/д вокзалах, автовокзалах);

- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечение контроля за готовностью медицинских организаций к приему больных из неблагополучных территорий с симптоматикой, не исключающей COVID-19, проработка вопросов немедленной изоляции лиц с подозрением на COVID-19 и установлением медицинского наблюдения за контактными лицами;

- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организация работы по обучению медицинского персонала с особым вниманием на тщательный сбор эпидемиологического анамнеза и оперативное информирование территориальных органов Роспотребнадзора.

3.1.2. Мероприятия в субъектах Российской Федерации:

- создание региональных оперативных штабов по предупреждению заноса и распространения COVID-19;

- разработка региональных межведомственных планов мероприятий по предупреждению распространения COVID-19;

- ограничение массовых мероприятий с международным участием;

- оценка готовности к приему больных COVID-19, наличия необходимого оборудования, СИЗ, лекарственных препаратов, дополнительного коечного фонда;

- определение и подготовка обсерваторов для изоляции клинически здоровых лиц из групп риска;

- подготовка к массовой госпитализации больных и изоляции лиц, контактировавших с больными, провизорной госпитализации;

- формирование запаса лекарственных средств, средств профилактики, диагностических препаратов, дезинфекционных препаратов, СИЗ;

- проведение информационной кампании по профилактике COVID-19.


3.2. Вторая фаза - единичные завозные случаи COVID-19 без распространения (дополнительно к мерам в первой фазе).

3.2.1. Мероприятия в отношении граждан, прибывающих на территорию и перемещающихся по территории страны:

- мониторинг за прибывающими лицами, анкетирование, выдача памяток и предписаний о самоизоляции;

- организация взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) (территориальные подразделения МВД России, ФСБ России и другие);

- помещение всех въезжающих на территорию страны/субъекта из неблагополучных регионов/субъектов в режим самоизоляции на дому или в обсерватор.

3.2.2. Мероприятия в субъектах Российской Федерации:

- ограничение международных и внутренних (по ситуации) пассажирских авиационных, железнодорожных и автотранспортных перевозок;

- введение ограничительных мероприятий в детских дошкольных и учебных заведениях, перевод на дистанционное обучение (по ситуации);

- ограничение или отмена (по ситуации) всех массовых мероприятий в регионе (территории);

- введение масочного режима в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;

- усиление режима дезинфекции в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;

- рекомендации по социальному разобщению для групп риска (лица в возрасте 65 лет и старше; лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем);

- перевод медицинских организаций на режим оказания помощи на дому для групп риска и лиц, подозрительных на заболевание (группа с эпидемиологическим анамнезом прибытия из неблагополучных регионов или контакт с вероятным больным);

- перепрофилирование медицинских организаций, в том числе для оказания специализированной помощи с учетом обеспеченности аппаратами ИВЛ, ЭКМО;

- разворачивание обсерваторов;

- подготовка медицинского персонала и специалистов лабораторий;

- введение лабораторного контроля (тестирования) в отношении COVID-19 (зарегистрированными в установленном порядке тест-системами) в отношении групп риска (прибывшие из неблагополучных регионов мира, больные внебольничными пневмониями, контактные с больными, лица с наличием симптомов не исключающих COVID-19 в группах риска, медицинские работники, оказывающие помощь больным COVID-19);

- мониторинг внебольничных пневмоний (лабораторное исследование на COVID-19) и ОРВИ (при наличии эпиданамнеза);

- отслеживание и изоляция 100% контактных лиц (в условиях обсерватора/изолятора);

- увеличение объемов лабораторных исследований за счет наращивания мощности лабораторной базы;

- издание рекомендаций по профилактике COVID-19 для предприятий и организаций;

- организация системной разъяснительной работы с населением.


3.3. Третья фаза - ограниченное местное распространение COVID-19 (контролируемое).

3.3.1. Транспортные узлы:

- ограничение прибытия российских граждан из-за рубежа, прекращение пассажирских перевозок через пункты пропуска, контроль состояния здоровья на пеших переходах силами специальных постов медицинских работников;

- санитарно-карантинный контроль в отношении всех пребывающих из-за рубежа с осмотром и анкетированием, введением электронной регистрации;

- помещение пребывающих из-за рубежа в "домашнюю изоляцию" или в обсервацию (по эпидемическим показаниям);

- установление режима контроля на внутренних рейсах с термометрией и анкетированием (подключение к электронной базе данных), отслеживание транзитных пассажиров, прибывших из-за рубежа или из неблагополучных регионов страны;

- введение контроля за состоянием здоровья персонала транспортных узлов с обязательным осмотром и термометрией перед сменой и с обязательным использованием СИЗ;

- оснащение транспортных узлов оборудованием для обеззараживания воздуха;

- установление на транспортных узлах режима текущей дезинфекции;

- введение на транспортных узлах системы маркировки помещений с целью разобщения людей на 1,5 - 2 м;

- контроль режимов дезинфекции посуды и инвентаря на предприятиях общепита и торговли;

- рекомендация использования масок для всех, находящихся в помещении;

- оснащение санитарных узлов средствами дезинфекции рук (гели, салфетки);

- установление тепловизоров на входе (использование сотрудниками переносного тепловизионного оборудования).

3.3.2. Город (населенный пункт):

- дезинфекция транспорта;

- пересмотр графиков движения общественного транспорта (в сторону увеличения рейсов) с целью недопущения скученности людей;

- введение масочного режима (плюс перчатки) среди сотрудников транспорта, предприятий общественного питания и торговли, в помещениях торговых залов режим текущей дезинфекции, установка оборудования для обеззараживания воздуха;

- запрет массовых мероприятий (городских праздников, ярмарок, выставок);

- в торгово-развлекательных центрах установление оборудования для бесконтактного измерения температуры тела, отмена развлекательных мероприятий (кинотеатры, катки, игровые комнаты), установления оборудования для обеззараживания воздуха, режим текущей дезинфекции, сокращение графиков работы;

- перед входом в магазины (разные, в первую очередь продуктовые) установки с дезинфицирующим средством для рук;

- контроль работы коммунальных служб - очистка улиц, своевременный вывоз мусора;

- постоянное информирование населения о мерах профилактики, "горячие линии", акцент на группу риска - люди старше 65-ти лет (находятся дома, если работающие - только дистанционно, максимальное ограничение контактов с близкими, которые общаются с использованием масок, перчаток, антисептиков);

- учреждения закрытого типа (интернаты, пансионаты для пожилых) закрыты для посещений;

- контроль за наличием в аптеках города СИЗ, перчаток, дезинфицирующих средств, в том числе индивидуальных, противовирусных и противопростудных препаратов (перечень средств, применяемых при ОРВИ);

- введение более жесткого режима ограничений (карантина) в отношении отдельных населенных пунктов (муниципальных образований), где зарегистрированы случаи заболеваний COVID-19 и есть риски распространения инфекции.

3.3.3. В организациях города (населенного пункта):

- максимальный перевод на дистанционную работу, в обязательном порядке лиц старше 65-ти лет;

- перевод школьников и студентов на дистанционное обучение;

- в помещениях организаций обязательный режим текущей дезинфекции, проветривание, максимальное разобщение людей в кабинетах (2 м друг от друга);

- в операционных залах (банки, налоговая, миграционная и другие службы), у касс в магазинах разметка по расстоянию посетителей не менее 1,5 м друг от друга, контроль нахождения числа лиц, регулирование рабочего графика с целью не допустить формирование очередей, пропуск лиц в зал только в масках, дезинфекция, проветривание, установка оборудования для обеззараживания воздуха, установка дозаторов с дезинфицирующими средствами для рук на входе. 3.3.4. Организация медицинской помощи:

- увеличение численности бригад скорой (неотложной помощи) за счет городского транспорта (например, маршрутных такси) с обязательным оснащением пульсоксиметрами;

- обслуживание людей старше 60-ти лет только на дому по любым поводам;

- формирование консультационных групп специалистов для профессиональных консультаций (врач, непосредственно работающий с больным может связаться с консультантом, приемные отделения могут направлять данные о клинических симптомах для принятия решений об объемах медицинской помощи);

- люди с ОРВИ вызывают врача на дом по телефону, больные легкой степени тяжести лечатся на дому, средней тяжести и тяжелые госпитализируются в специальные медицинские организации для больных с ОРВИ и внебольничными пневмониями;

- под специализированные стационары (для больных с подозрением на COVID-19) перепрофилируются отдельно стоящие соматические отделения или учреждения отдыха и оздоровления - санатории, базы отдыха), комплектуются медицинские бригады, в том числе из состава прикомандированного персонала, прорабатываются вопросы реанимационной помощи (оборудуется помещение с оборудованием или прорабатывается логистика быстрой доставки пациента в специализированный центр);

- под обсерваторы (для медицинского наблюдения за здоровыми лицами, например, прибывшими из-за рубежа или контактными при отсутствии условий "домашней изоляции") перепрофилируются любые учреждения в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора;

- обеспечивается наличие постоянного запаса медикаментов, СИЗ и дезинфицирующих препаратов;

- медицинские работники, имеющие риски инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обязательно применяет СИЗ, перчатки, костюмы, обследуется 1 раз в неделю на COVID-19 (ПЦР и ИФА), при наличии симптомов - изолируется на дому (по состоянию здоровья) с приемом средств экстренной профилактики (профилактическое лечение), при наличии поздних антител (IgG) обследование на COVID-19 не проводится;

- отработка и применение схем экстренной профилактики COVID-19 по схемам ОРВИ для контактных лиц и лиц из групп риска.

3.3.5. Лабораторная диагностика:

- лаборатории любой организационно-правовой формы проводят исследование на COVID-19 без выделения возбудителя (ПЦР, ИФА);

- проведение исследований, их объемы и результаты учитываются, анализируются и координируются Роспотребнадзором в соответствии с установленным порядком;

- положительные результаты подтверждаются в референс-центрах выборочно, в соответствии с определением Роспотребнадзора;

- результаты вносятся в электронные системы Роспотребнадзора для учета и передачи в медицинские организации;

Обязательному обследованию на COVID-19 подлежат:

- лица, прибывшие из-за рубежа с наличием симптомов инфекционного заболевания;

- контактные лица с больным COVID-19;

- лица с внебольничной пневмонией;

- медицинские работники, имеющие риск инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений) 1 раз в неделю до появления IgG;

- лица старше 65-ти лет с ОРВИ;

- лица с ОРВИ, находящиеся в закрытых коллективах (интернаты, пансионаты для пожилых).

3.3.6. Эпидемиологическая тактика:

- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса, направленных на источник инфекции, на пути передачи и на восприимчивый организм;

- отслеживание контактов;

- разобщение;

- отработка очагов;

- дезинфекция;

- экстренная профилактика для контактных лиц и лиц из групп риска;

- отдельное направление - профилактика внутрибольничных инфекций.


3.4. В четвертой фазе распространения без прослеживания эпидемиологической связи (дополнительно к мерам в третьей фазе):

3.4.1. На транспортных узлах:

- прекращение международного и межрегионального транспортного сообщения, закрытие транспортных международных и междугородных узлов.

3.4.2. В городе (в населенном пункте):

- усиление режима ограничений (карантина): закрытие всех торговых точек, кроме продовольственных магазинов;

- режим "домашней изоляции" для всех, кроме определенных групп сотрудников;

- введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора.

3.4.3. Организация медицинской помощи:

- работа по "вызовам" на дом;

- госпитализация только тяжелых больных по медицинским показаниям.

3.4.4. Лабораторная диагностика:

- любыми лабораториями зарегистрированными тест-системами при координации Роспотребнадзора;

- в отношении медицинских работников обязательный тест на ИФА с целью определения сотрудников, которые имеют поздние IgG к COVID-19.


4.1. Выход из состояния жестких ограничительных мероприятий должен проходить постепенно и в обратном порядке введения.

При уменьшении прироста больных проводится постепенное снятие ограничений.

4.1.1. Территориальные органы Роспотребнадзора направляют рекомендации по соблюдению режима в адрес предприятий и организаций в условиях стабилизации ситуации, но при сохраняющихся рисках распространения COVID-19.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления