"Методические рекомендации по учету особенностей социально ориентированных некоммерческих организаций при предоставлении им кредитов" (утв. Банком России 25.04.2022 N 6-МР)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО УЧЕТУ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ КРЕДИТОВ
Настоящие Методические рекомендации разработаны для кредитных организаций с целью их дополнительного информирования, обеспечения единства подходов при предоставлении кредитов социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО), в том числе в рамках программ льготного кредитования.
При кредитовании СОНКО кредитным организациям рекомендуется учитывать особенности и ограничения деятельности СОНКО, особенности источников доходов, составления бухгалтерской и иной отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоторые виды деятельности некоммерческих организаций, могут осуществляться только на основании лицензий (например, деятельность в сфере образования).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона N 7-ФЗ СОНКО признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных указанным федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
При этом федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для признания некоммерческих организаций социально ориентированными могут устанавливаться наряду с вышеперечисленными видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
2. Особенности деятельности СОНКО и источники их доходов
Исходя из положений Федерального закона N 7-ФЗ деятельность СОНКО не нацелена на получение прибыли. Однако СОНКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания СОНКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, в том числе путем участия в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
СОНКО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и другое имущество.
Источниками формирования имущества СОНКО в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
поступления денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
другие не запрещенные законом поступления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Законодательством Российской Федерации не предусмотрены требования к содержанию сметы некоммерческой организации. Как правило, смета некоммерческой организации состоит из доходной части, в которую могут включаться показатели по целевым поступлениям и доходам от деятельности, приносящей доход, и расходной части, включающей расходы на реализацию целевых мероприятий и текущее содержание, и утверждается высшим или исполнительным органом управления некоммерческой организации. В соответствии с утвержденной сметой денежные средства от целевых поступлений и доходов от деятельности могут быть использованы для исполнения некоммерческой организацией обязательств по возврату денежных средств, полученных по кредитному договору в целях финансирования осуществления деятельности.
3. Особенности отчетности некоммерческих организаций
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены статьей 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ некоммерческие организации составляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которая состоит из бухгалтерского баланса (форма по ОКУД <1> 0710001), отчета о целевом использовании средств (форма по ОКУД <1> 0710003) и приложений к ним.
--------------------------------
<1> Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
При этом согласно Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)" некоммерческая организация должна раскрывать в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств информацию об отдельных доходах и расходах в следующих случаях:
в отчетном году некоммерческая организация признала (получила) доход от приносящей доход деятельности;
показатель признанного (полученного) некоммерческой организацией дохода существенен;
раскрытие данных о прибыли (убытках) организации от приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций бюджетной сферы (далее - учреждение) устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений").
При этом в составе годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учреждение предоставляет отчет о финансовых результатах деятельности (форма по ОКУД <2> 0503721), содержащий данные о финансовых результатах деятельности учреждения в разрезе аналитических кодов доходов (поступлений), расходов (выбытий) в зависимости от их экономического содержания <3> по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, отчет о движении денежных средств учреждения (форму по ОКУД <3> 0503723) по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным, отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма по ОКУД <2> 0503737) в составе квартальной отчетности, а также некоторые иные виды отчетов, которые могут быть использованы кредитной организацией для оценки финансового положения учреждения и финансовых результатов его деятельности.
--------------------------------
<2> Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
<3> По соответствующим кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), применяемым в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления".
4. Оценка финансового положения СОНКО
Банк России исходит из того, что кредитование СОНКО осуществляется для реализации ими тех задач и целей, для которых СОНКО создано и которые соответствуют его уставной деятельности.
Решение о кредитовании СОНКО принимается кредитной организацией, исходя из оценки финансового положения заемщика, его кредитоспособности. При этом могут быть использованы подходы, принятые кредитной организацией к оценке кредитоспособности заемщиков из сегмента коммерческих организаций с учетом особенностей деятельности СОНКО. В качестве источников средств погашения кредита рекомендуется в первую очередь рассматривать стабильную (прогнозируемую) часть целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности. В качестве механизма обеспечения возврата кредита могут быть использованы в том числе гарантии, поручительства, залог. Однако в последнем случае рекомендуется избегать ситуаций, при которых залогом служит имущество, которое СОНКО использует в своей основной социально ориентированной деятельности.
Примерный перечень информации для анализа финансового положения заемщика приведен в приложении 2 к Положению Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности". Источниками информации о СОНКО могут служить в том числе:
данные годовой отчетности, описанные в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций;
данные официальных источников (в частности, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Верховного Суда Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной нотариальной палаты);
дополнительная информация в виде управленческой отчетности, в том числе на отчетную дату, ближайшую к дате рассмотрения заявки на выдачу кредита кредитной организацией, бюджет либо бизнес-план на текущий финансовый год и отчет о его исполнении, данные о движении денежных средств, данные о составе и оценке активов и обязательств, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, данные об обслуживании кредитов и другая финансовая информация.
В качестве анализируемых показателей деятельности СОНКО кредитными организациями могут использоваться в том числе:
показатели долговой нагрузки (например, отношение свободного операционного денежного потока к процентным платежам, долга к прибыли до начисления амортизации и уплаты налогов, долга к активам и т.д.);
показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность (например, отношение денежных средств и их эквивалентов и краткосрочных обязательств);
показатели, характеризующие операционную эффективность (например, отношение операционных расходов к операционным доходам, рентабельность);
прогнозы основных показателей, например, денежных потоков, направляемых в том числе на обслуживание финансового долга и операционную деятельность.
Необходимо учитывать, что нормативные акты Банка России не предусматривают ограничений для кредитования СОНКО, при этом существует необходимость объективной оценки кредитными организациями их кредитоспособности по аналогии с другими заемщиками.
Принимая во внимание, что СОНКО по масштабам своей деятельности могут быть близки к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), при оценке их кредитоспособности рекомендуем руководствоваться политиками кредитования субъектов МСП с учетом особенностей СОНКО.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председателя Банка России
Д.В.ТУЛИН
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления