Законодательство РФ

"Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций" (разработаны ИСРО по поручению Минпросвещения России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Разработаны ИСРО по поручению Минпросвещения России


1. Общие положения

1.1. Домашняя работа - учебная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций, выполняемая ими самостоятельно или с участием родителей (законных представителей), спроектированная педагогом с целью обеспечения достижения планируемых результатов обучения.

1.2. Домашнее задание - специально отобранное или сконструированное педагогом учебное задание, предназначенное для самостоятельного, парного, группового, совместного с родителями (законными представителями) выполнения обучающимися во внеучебное время.

1.3. Домашняя работа состоит из комплекса домашних заданий, выполнение которых опосредованно сопровождается педагогическими работниками (включая этапы организации, объяснения и проверки).

1.4. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающихся домашних заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время, осуществляется обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривает выполнение обучающимися письменных и устных, практических и творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета <*>.

--------------------------------

<*> Приказ "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115" от 07.10.2022 N 888.


2. Цели и задачи домашней работы

2.1. Целью домашней учебной работы является становление учебной самостоятельности обучающихся, развитие навыков самообучения и самообразования, необходимых на протяжении жизни.

2.2. Домашняя работа является продолжением работы в классе и направлена на повторение, закрепление, систематизацию, обобщение, углубление, а также приобретение знаний, умений, навыков и способов деятельности.

2.3. При организации домашней работы педагогическими работниками ставятся цели по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными рабочими программами учебных предметов.


3. Организация домашней работы

3.1. Выполнение обучающимися домашних заданий происходит в домашних условиях, информационно-библиотечных центрах, лабораториях, комнатах самостоятельной подготовки или в других оборудованных помещениях образовательной организации или иных условиях вне ее.

3.2. Домашние задания направлены на всестороннее развитие обучающихся, учитывают их интересы, предусматривают выполнение письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ, в том числе выполняемых в цифровой образовательной среде.

3.3. Домашняя работа предполагает включение домашних заданий для самостоятельного, парного, группового, а также совместного со взрослыми выполнения.

3.4. Домашняя работа характеризуется системностью, последовательностью, посильностью, доступностью, разнообразием видов и форм и ориентирована на подготовку школьников к решению учебных и жизненных задач.

3.5. В первом классе выполнение домашних заданий допустимо не более 1 (одного) часа; домашние задания вводятся постепенно с подробным объяснением обучающимся хода их выполнения (включая организацию процесса).

3.6. В начальной школе и в 5 - 6 классах основной школы домашние задания на выходные не задаются. В 7 - 11 классах допустимы домашние задания на выходные дни, направленные на повторение и систематизацию полученных знаний, в объеме, не превышающем 1/2 установленных СанПиНом норм (см. п. 3.10). На праздничные дни домашние задания не задаются.

3.7. Домашние задания на каникулярное время не задаются <*>; рекомендуется предоставление обучающимся списка литературы для самостоятельного чтения.

--------------------------------

<*> В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" каникулы - "плановые перерывы при получении образования для отдыха" ст. 34 п. 11.

3.8. Объем домашних заданий не может превышать 1/2 от объема работы, выполненной на уроке.

3.9. При организации домашней работы к следующему учебному дню учитывается суммарный объем домашних заданий, их трудоемкость и временные затраты на выполнение.

3.10. Регулярность привлечения обучающихся к выполнению домашних заданий и их объем определяется педагогическими работниками исходя из принципов разумности, целесообразности, с учетом динамики работоспособности школьников в течение недели, возрастных возможностей обучающихся и норм СанПиНа <**> (в 1 классе выполнение не более 1 ч.; во 2 - 3 классах - не более 1,5 ч., в 4 - 5 классах - не более 2 ч., в 6 - 8 классах - не более 2,5 ч., в 9 - 11 классах - не более 3,5 ч.).

--------------------------------

<**> СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. Постановлением от 28 января 2021 г. N 2).

3.11. На выполнение трудоемких домашних заданий (например, сочинение, доклад) обучающимся предоставляется не менее 7 (семи) календарных дней.

3.12. Запись педагогом домашних заданий в электронном дневнике выполняется после проведения урока или не позднее окончания всех уроков у данного класса по расписанию; запись домашних заданий в традиционном (бумажном) дневнике выполняется на уроке.

3.13. Педагогическими работниками осуществляется проверка домашних заданий.

3.14. Оценивание выполнения домашних заданий педагогическими работниками происходит с помощью отметок или словесно на основе установленных критериев оценивания по учебному предмету.

3.15. Рекомендуется включать в состав домашней работы дифференцированные и индивидуальные домашние задания.

3.16. С целью недопустимости перегрузки обучающихся домашними заданиями рекомендуется использовать потенциал внеурочной деятельности.

3.17. С целью повышения учебной мотивации школьников рекомендуется организовывать домашние задания на основе посещения информационно-библиотечных центров, музеев, театров, выставок и других объектов культуры.

3.18. В период отсутствия в школе по причине болезни домашние задания обучающимися могут не выполняться.


4. Организация домашней работы с использованием электронных

средств обучения (ЭСО)

4.1. При организации домашней работы с использованием ЭСО необходимо заранее ознакомить обучающихся с гигиеническими правилами их использования и профилактикой заболеваний при работе за компьютером.

4.2. Выполнение домашних заданий с использованием ЭСО (например, компьютера, ноутбука) допускается для учащихся 1 - 2-х классов в течение не более 20 минут, 3 - 4-х классов - не более 25 минут, 5 - 9-х классов - не более 30 минут, 10 - 11-х классов - не более 35 минут.

4.3. Для организации домашней работы с использованием ЭСО педагогические работники вправе самостоятельно отбирать необходимый контент и учебные задания, отвечающие требованиям российского законодательства.


5. Учебно-методическое обеспечение организации

домашней работы

5.1. Для организации домашней работы обучающихся педагогические работники используют учебники и учебно-методические комплекты, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

5.2. Педагогические работники могут использовать учебные пособия, рабочие тетради, наглядные пособия, хрестоматии, самоучители, практикумы, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5.3. Учебные и информационные материалы, используемые для организации домашней работы обучающихся, должны соответствовать требованиям федерального законодательства.


6. Контроль за организацией и результативностью

домашней работы

6.1. Контроль за выполнением обучающимися домашних заданий возлагается на педагогических работников.

6.2. Контроль за отбором видов и форм домашних заданий, их количеством, трудоемкостью и содержанием возлагается на педагогических работников и администрацию образовательной организации.

6.3. Контроль за соблюдением норм СанПиНа 1.2.3685-21 при организации домашней работы возлагается на педагогических работников и администрацию образовательной организации.

6.4. Контроль за недопустимостью перегрузки и соблюдением норм учебной суммарной нагрузки в течение дня, недели, четверти (триместра, полугодия, года) возлагается на администрацию образовательной организации.

Настоящие методические рекомендации могут использоваться образовательными организациями для разработки Положения об организации домашней учебной работы.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления