ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 ноября 2019 г. N 308-ЭС19-20551
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (далее - ГБОУ ДОП "Институт развития образования", учреждение) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2018 по делу N А32-14955/2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2019 по тому же делу
по заявлению учреждения к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее также - департамент) о признании незаконным бездействия, выраженного в неназначении оценочной экспертизы в целях установления рыночной стоимости аренды 1 м2 общей площади имущества, арендуемого по контракту от 22.04.2017 N 271/У с обществом с ограниченной ответственностью "Южная Выставочная компания" (далее - ООО "ЮВК") и за 1 м2 открытой площадки как части имущества, арендуемого по указанному контракту; бездействия, выраженного в непроведении опроса Кочарова М.Я. - директора Союза "Развитие профессиональных сообществ Кубани",
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ГБОУ ДОП "Институт развития образования" ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как усматривается из судебных актов, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края провел внеплановую выездную проверку ГБОУ ДПО "Институт развития образования", по результатам которой выявил факты нецелевого использования средств субсидии из бюджета Краснодарского края, выразившиеся в следующем:
оплата за счет средств бюджета Краснодарского края помещений, арендуемых у ООО "ЮВК" по контракту от 22.04.2017 N 271/У, не используемых учреждением и предоставляемых на безвозмездной основе сторонней организации - Союзу "Развитие профессиональных сообществ Кубани";
переплата за аренду открытой парковки (асфальтовое или асфальтобетонное покрытие) площадью 6 800 м2, арендуемой у ООО "ЮВК" по контракту от 22.04.2017 N 271/У, - оплата по цене, равной стоимости аренды оборудованных меблированных помещений, строений, сооружений.
По результатам проверки департамент вынес постановления от 09.02.2018 N 17-016/Д-6 о привлечении руководителя учреждения к административной ответственности по статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 17-016/Ю-2 о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдал предписание от 14.03.2018 N 17-016 об устранении нарушений и возмещении 34 378 717 рублей 60 копеек ущерба, причиненного бюджету Краснодарского края.
Считая, что в ходе проверки департаментом допущено бездействие, обусловившее необъективность ее результатов, ГБОУ ДПО "Институт развития образования" обратилось в суд с требованием по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались статьями 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края, регулирующими статус Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и порядок осуществления им мероприятий внутреннего государственного финансового контроля. Суды нашли, что департамент при проведении проверки совершил все необходимые действия, позволившие ему установить обстоятельства выявленных нарушений, собрать достаточные доказательства, подтверждающие его выводы, положенные в основу вынесенных им постановлений и предписания. Нормативно-правовое регулирование деятельности департамента по проведению проверок не предусматривает положений, предписывающих ему обязательное использование тех или иных методов и способов сбора информации, в частности, опроса определенных должностных лиц либо назначения экспертизы. Требования учреждения не основаны на законе, а обжалуемое бездействие не нарушает его прав и законных интересов.
В кассационной жалобе ГБОУ ДПО "Институт развития образования" возражает против выводов судов, считая, что если бы департаментом были совершены действия, на необходимости которых учреждение настаивает в настоящем деле, то это позволило бы опровергнуть его выводы относительно выявленных нарушений.
По существу изложенных доводов, учреждение выражает несогласие с результатами проведенного департаментом контрольного мероприятия, отрицает доказанность его выводов о допущенном нецелевом использовании бюджетных средств. Обоснованность результатов проверки касательно деятельности ГБОУ ДПО "Институт развития образования" являлась предметом судебного разбирательства в рамках дела N А32-15330/2018 о признании незаконным постановления департамента о привлечении учреждения к административной ответственности. Суды нашли, что в действиях учреждения имеется состав вмененных ему нарушений бюджетного законодательства.
Заявляя в кассационной жалобе о возможности получения департаментом доказательств, ставящих под сомнение его выводы, и воспроизводя позицию относительно недоказанности фактов и денежных сумм нарушений, учреждение вновь поднимает вопрос о законности и обоснованности результатов проверки, что, однако, предметом судебного разбирательства по настоящему делу не является.
Юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами на основе представленных доказательств, получивших надлежащую оценку. Оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------