ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 января 2017 г. N 33-АПГ16-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" о признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" по апелляционной жалобе акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на решение Ленинградского областного суда от 2 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" Пчицкой Т.Ю., Трунина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 г. N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год".
Решением Ленинградского областного суда от 2 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно частям 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из материалов дела следует, что АО "Ленинградская областная электросетевая компания" является территориальной сетевой организацией и осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
В отношении регулируемой организации с 2012 года применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Административный истец 30 апреля 2015 г. направил в Комитет заявление об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год и долгосрочных параметров регулирования на период 2016 - 2019 годы.
Общество 27 ноября 2015 г. представило органу регулирования корректировку заявления об установлении тарифов, приложив измененный расчет необходимой валовой выручки, дополнительно включив в ее состав расходы по перепрограммированию приборов учета в размере 59 586,1 тыс. руб.
Данные расходы понесены административным истцом на основании договора между АО "Ленинградская областная электросетевая компания" (заказчиком) и ООО "Энергоконтроль" (исполнителем) от 27 апреля 2015 г., заключенного по результатам закупочной процедуры, на проведение работ по перепрограммированию встроенных часов приборов учета потребления электрической энергии, имеющих функцию определения объема потребления энергоресурса дифференцированно по времени суток.
Оспариваемым приказом Комитет установил обществу величину необходимой валовой выручки (с учетом корректировки), исключив расходы по перепрограммированию приборов учета в размере 59 586,1 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению органа регулирования указанные расходы исключены, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении тарифов на 2016 год применяются показатели 2014 года. Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о том, что общество не является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем понесенные расходы не могут быть признаны обоснованными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" установлено, что приборы учета электрической энергии, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) и данные измерений которых применяются при расчетах с населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток (пункт 1).
Пунктом 4 указанного постановления пункт 7 Основ ценообразования дополнен абзацем следующего содержания: "При установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, регулирующие органы включают в необходимую валовую выручку понесенные расходы на осуществление действий по коррекции времени встроенных часов приборов учета, обеспечивающих учет электрической энергии (мощности), потребляемой населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, в связи с изменением порядка исчисления времени, установления тарифных зон суток".
Таким образом, расходы по перепрограммированию приборов учета подлежат включению в состав необходимой валовой выручки исходя из пункта 7 Основ ценообразования.
Пункт 2 постановления от 24 декабря 2014 г. N 1465 предусматривает, что организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению (пункт 2 названного постановления).
Однако тот факт, что АО "Ленинградская областная электросетевая компания" не является исполнителем коммунальных услуг, не может являться основанием для исключения понесенных обществом расходов из состава необходимой валовой выручки, поскольку именно административным истцом приняты меры по коррекции времени встроенных часов приборов учета во исполнение постановления от 24 декабря 2014 г. N 1465, и, следовательно, такие расходы подлежат возмещению регулируемой организации в ходе тарифного регулирования.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что указанные расходы подлежат возмещению только исполнителям коммунальных услуг, ошибочен.
Вместе с тем затраты по перепрограммированию приборов учета заявлены обществом на 2016 год, а с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки регулируемая организация обратилась до истечения 2015 года.
Следовательно, расходы, понесенные обществом в 2015 году, подлежат компенсации в 2017 году как затраты последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения понесенных расходов, что следует из Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
Как пояснил административный ответчик, бухгалтерская и статистическая отчетности по состоянию на 31 декабря 2015 г., содержащие расходы по перепрограммированию приборов учета, представлены АО "Ленинградская областная электросетевая компания" при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает правильным исключение заявленных затрат по перепрограммированию приборов учета на 2016 год.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ленинградского областного суда от 2 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------