ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 июля 2018 г. N 66-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 г. N 345-пп "О переводе земельного участка" по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 13 марта 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 N 345-пп о переводе земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1368 из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Решением Иркутского областного суда от 13 марта 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Иркутской области обратилось Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Иркутской области представила возражения.
В судебное заседание Крюков А.Б., представители Правительства Иркутской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, службы архитектуры Иркутской области, службы по охране природы и озера Байкал, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, администрации Сосновского муниципального образования, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и возражениях на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. N 172-ФЗ перевод земель, государственная собственность на которые не разграничена, из одной категории в другую осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Иркутской области от 21 декабря 2006 г. N 99-ОЗ "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю в случаях установленных федеральным законом, относится к полномочиям Правительства Иркутской области.
При рассмотрении спора судом установлено, что 12 ноября 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1368, площадью 12 000 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, в 3,2 км северо-западнее с. Сосновка, в 25 м юго-восточнее р. Белая (северо-западная оконечность мыса Братский), поставлен на государственный кадастровый учет с указанием категории земель - земли запаса.
Постановлением Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 г. N 345-пп указанный земельный участок переведен из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Данное постановление опубликовано в общественно-политической газете "Областная" от 06 августа 2014 г. N 86.
Прокурор Иркутской области, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, указал, что названное постановление противоречит Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Закону Иркутской области от 19 июня 2008 г. N 27-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 19 июня 2008 г. N 27-ОЗ), поскольку перевод земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1368, государственная собственность на который не разграничена, из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществлен без создания особо охраняемой территории.
Удовлетворяя заявление прокурора Иркутской области, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона (в редакции от 07 июля 2013 г.) перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий, создания туристско-рекреационных особых экономических зон, и в иных установленных Земельным кодексом и другими федеральными законами случаях.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к землям особо охраняемых территорий относились земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли.
Согласно части 4 названной статьи Земельного кодекса порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 11 Закона Иркутской области от 19 июня 2008 г. N 27-ОЗ, для организации особо охраняемой территории регионального значения Правительством Иркутской области должно быть принято решение, содержащее наименование, сведения о площади, описание местоположения границ особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения. В решении об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения также указывается категория особо охраняемой природной территории регионального значения.
Решения об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения подлежат официальному опубликованию.
Если иное не установлено федеральным законодательством, одновременно с принятием решений об образовании особо охраняемой природной территории или иной особо охраняемой территории регионального значения Правительство Иркутской области утверждает положения о них, которое согласно статье 12 названного закона должно содержать наименование особо охраняемой природной территории регионального значения, цели и задачи ее образования; сведения о площади, описание местонахождения и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, наименование категории земель, из которой осуществлен перевод земель (земельных участков) в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов; краткое описание физико-географической и социально-экономической характеристики особо охраняемой природной территории регионального значения; сведения о наименовании, местонахождении исполнительного органа государственной власти области, обеспечивающего охрану особо охраняемой природной территории регионального значения; режим особой охраны и использования особо охраняемой природной территории регионального значения.
Согласно материалам дела на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 г. N 72 и от 08 сентября 2010 г. N 692 в Иркутской области создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала", в состав которой территория Усольского района, где находится земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1368 не входит.
Доказательств создания в Усольском районе Иркутской области в местности, на территории которой расположен указанный земельный участок особо охраняемой территории регионального или местного значения в порядке, предусмотренном Законом Иркутской области от 19 июня 2008 г. N 27-ОЗ в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, основания для принятия решения о переводе названного земельного участка из категории земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Иркутского областного суда от 13 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Иркутской области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------