Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2023 N 304-ЭС23-3064 по делу N А75-14330/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 апреля 2023 г. N 304-ЭС23-3064

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Югра-Сити" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2022, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2022 по делу N А75-14330/2021

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Югра-Сити" (далее - ООО "СЗ "Югра-Сити", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительный орган муниципального образования о взыскании убытков в размере 46 983 797 руб. 98 коп., к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" (далее - ООО "Газпром переработка") о взыскании убытков в размере 46 983 797 руб. 98 коп. и к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") о взыскании убытков в размере 46 983 797 руб. 98 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Росреестр) и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Уральскому федеральному округу (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО).

Определением от 16.02.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исключил из числа ответчиков ООО "Газпром переработка" и ПАО "Газпром" и привлек их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что в деле N А75-18822/21 по иску администрации города Пыть-Яха к ООО "СЗ "Югра-Сити" о взыскании задолженности и пени по арендной плате исковые требования администрации основаны на доводах о неисполнении обществом обязательств по оплате арендных платежей по договору аренды земельного участка от 12.09.2019 N 189-А.

Определением суда от 10.03.2022 дела N А75-14330/2021 и N А75-18822/2021 объединены в одно производство с присвоением делу номера А75-14330/2021.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "СЗ "Югра-Сити" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно заявляло об уточнении исковых требований, в окончательном варианте просило взыскать с администрации реальные убытки в размере 58 697 677 руб. 07 коп. и упущенную выгоду в размере 176 875 650 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.12.2022, произведена замена ответчика по первоначальному иску - муниципального казенного учреждения администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительный орган муниципального образования на муниципальное образование городской округ Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице администрации города Пыть-Яха исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (далее - администрация, ответчик); исковое заявление ООО "СЗ "Югра-Сити" удовлетворено частично: с администрации в пользу ООО "СЗ "Югра-Сити" за счет казны муниципального образования взыскал убытки в размере 5 399 939 руб. 07 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 585 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении встречного иска администрации судом также отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что сведения о зоне минимальных расстояний продуктопровода широкой фракции легких улеводородов Сургут-Южный Балык внесены в ЕГРН на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6490/2019 от 19.07.2019, вступившим в силу 21.11.2019. При этом зона минимальных расстояний продуктопровода значится в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) под реестровым номером 86:15-6.330 от 26.06.2020.

Судебными инстанциями сделан необоснованный вывод о том, что сведения о нахождении переданного Обществу в аренду земельного участка в охранной зоне внесены в ЕГРН 13.07.2020, так как доказательств тому не имеется.

Напротив, согласно выписке о зоне с особыми условиями использования территорий от 13.07.2020 сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 86:15:0101006:1723 с в зоне с особыми условиями использования территорий N 86:156.330 отсутствуют.

В деле отсутствуют сведения об уведомлении арендатора земельного участка органом регистрации прав о внесении сведений о нахождении такого участка в границах зоны минимальных расстояний от трубопроводов в ЕГРН.

Администрация как правообладатель земельного участка и орган местного самоуправления должна была обладать информацией о внесении сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН и сообщить об этом арендатору, что привело бы к уменьшению убытков, понесенных Обществом.

Неправомерным является применение пункта 9 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) к отношениям, возникшим между администрацией г. Пыть-Яха и ООО "Специализированный застройщик "Югра-Сити", а также выводы судов апелляционной и кассационной инстанций со ссылкой на нормы статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс) о том что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, являющийся публичным и общедоступным для любого заинтересованного лица и на этом основании Обществу должно быть отказано во взыскании убытков после 13.07.2020.

Данный вывод противоречит пункту 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ о том, что зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости.

Данная норма является специальной по отношению к пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса, согласно которой зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о такой зоне в едином государственном реестре недвижимости.

Поскольку зона минимальных расстояний от трубопровода возникла до дня официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 N 342 и до дня возникновения правоотношений между Администрацией города Пыть-Яха и ООО "Специализированный застройщик "Югра-Сити", дата внесения сведений о зоне в ЕГРН не имеет значения для определения срока, после которого убытки Общества не подлежат взысканию

Кроме того, пункт 9 статьи 107 Земельного кодекса не подлежит применению, поскольку регулирует порядок определения размера возмещения при выкупе земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, возмещение за прекращении е прав за земельные участки в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящей статьи правилам, предусмотренным пунктами 1 - 4, 6 - 9 статьи 56.8 настоящего Кодекса.

Выводы судов о том, что Общество, планируя осуществление строительства, не могло не знать о наличии сведений об установлении зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний продуктопроводы в едином государственном реестре с 13.07.2020, не подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, между администрацией (арендодатель) и ООО "СЗ "Югра-Сити" (арендатор) 12.09.2019 заключен договор аренды земельного участка N 189-А (далее - договор).

Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 86:15:0101006:1723, площадью 6 888 кв. м, расположенный по адресу: г. Пыть-Ях, мкр. N 6 "Пионерный".

Согласно пункту 1.1 договора на основании распоряжения администрации города Пыть-Яха от 22.07.2019 N 1604-ра "О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельного участка" и протокола от 05.09.2019 N 74 рассмотрения заявок на участие в аукционе по извещению N 300719/0128178/01 арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", площадью 6 888 кв. м, кадастровый номер земельного участка 86:15:0101006:1723, местоположение земельного участка: город Пыть-Ях, микрорайон N 6 "Пионерный", строительный N 15, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, с видом разрешенного использования "Многоэтажная жилая застройка (далее - земельный участок)".

Договор заключен сроком на 10 лет и считается заключенным с момента государственной регистрации. Срок аренды участка исчисляется с момента государственной регистрации договора (пункт 1.3 договора).

09.11.2020 арендатор обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке объекта "Многоквартирный жилой дом (далее - МКД) N 15 (стр.) в мкр. N 6 "Пионерный" в г. Пыть-Ях".

Письмом от 13.11.2020 N 13-Исх-УД-8371 в выдаче разрешения на строительство МКД арендатору отказано на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) ввиду того, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 86:15-6.330 от 26.06.2020, вид/наименование: зона минимальных (минимально допустимых) расстояний продуктопровода широкой фракции легких углеводородов (далее - ШФЛУ) Сургут - Южный Балык; тип: охранная зона инженерных коммуникаций, номер: б/н, дата решения: 19.07.2019, номер решения: А60-6490/2019, наименование органа государственной власти/органа местного самоуправления: Арбитражный суд Свердловской области.

Как указал истец, ни в условиях аукциона на право аренды земельного участка, проводимого администрацией, ни в выписке из государственного земельного кадастра сведений о наличии охранной зоны продуктопровода не содержалось.

В настоящее время в выписке из ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территорий 86:15-6.330 установлены следующие ограничения использования объектов недвижимости: в границах зоны запрещается проводить любые мероприятия, связанные со скоплением людей, сосредоточивать персонал, транспортные средства, оборудование, материалы и другие ценности, непосредственно не занятые и не используемые при выполнении разрешенных в установленном порядке работ, а также размещать места отдыха, обогрева, приема пищи, передвижные вагончики, палатки и т.п.

Строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и других объектов, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения действующих, строящихся и проектируемых трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.

В соответствии с таблицей 20 свода правил 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2012 N 108/ГС (введен в действие с 01.07.2013), минимальное расстояние от оси трубопроводов до городов составляет 5 000 м. Земельный участок, предоставленный для строительства МКД, расположен в 4 800 м от оси продуктопровода ШФЛУ Сургут - Южный Балык.

Сведения о нахождении переданного обществу в аренду земельного участка в данной зоне внесены в ЕГРН на основании решения от 19.07.2019 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6490/2019. Указанным решением, вступившим в законную силу 21.11.2019, удовлетворены требования ПАО "Газпром" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО о признании незаконными действий по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов и по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объекта - отвода к ГРС - 4 Ново-Свердловской ТЭЦ и ГРС с учетным номером 66.41.2.6. Этим же решением на ответчиков возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ПАО "Газпром" путем восстановления в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.

ООО "СЗ "Югра-Сити" и администрация не являлись лицами, участвующими в деле N А60-6490/2019.

По утверждению ООО "СЗ "Югра-Сити", невозможность осуществлять строительство МКД на арендованном земельном участке повлекла для него возникновение убытков, связанных с оплатой подготовительных работ (проектных и изыскательских), с оплатой арендной платы при невозможности использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, с приобретением строительных материалов и доставкой их сначала в город Пыть-Ях, а впоследствии перевозкой в город Ханты-Мансийск. Кроме того, общество указывает на понесенные им убытки в виде упущенной выгоды в размере 176 875 650 руб.

Письмом от 26.03.2021 истец обратился к ответчику с предложением о заключении соглашения о возмещении убытков в соответствии со статьей 57.1 Земельного кодекса.

В адрес общества от администрации поступил ответ от 26.03.2021 N 23-Исх-УД -3506 об отказе в заключении соглашения о возмещении убытков.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СЗ "Югра-Сити" в суд с настоящим исковым заявлением.

В свою очередь, администрация обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО "СЗ "Югра-Сити" задолженности по договору в размере 2 327 141 руб. 43 коп., в том числе задолженность по арендной плате за период с 22.10.2020 по 22.10.2021 в размере 2 254 869 руб. 46 коп., пени по состоянию на 19.11.2021 в размере 72 271 руб. 97 коп.

Требования администрации мотивированы ненадлежащим исполнением ООО "СЗ "Югра-Сити" обязательств по договору, по условиям которого размер ежегодной арендной платы согласно протоколу от 05.09.2019 N 74 рассмотрения заявок на участие в аукционе составляет 2 254 869 руб. 46 коп.

Руководствуясь статьями 8.1, 15, 16, 393, 404, 606, 607, 611, 614, 1064, 1069, 1083 Гражданского кодекса, статьями 104 - 107 Земельного кодекса, статьями 8, 18, 23, 47, 48, 51, 52 ГрК РФ, пунктом 25 Закона N 342-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), в пункте 5 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), пунктами 7.22, 7.23, 7.24 свода правил 48.13330.2019. Организация строительства СНиП 12-02-2004, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 N 861/пр (далее - СП 48.13330.2019), суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения первоначального иска и отказа в удовлетворении встречного иска.

Установив, что именно действия администрации, в нарушение действующего земельного и градостроительного законодательства организовавшей аукцион на право заключения договора аренды земельного участка и заключившей договор аренды земельного участка для строительства многоквартирного дома в зоне минимальных (минимально допустимых) расстояний до продуктопровода ШФЛУ Сургут - Южный Балык, повлекли на стороне общества убытки, связанные с невозможностью использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, суды признали обоснованными и подлежащими взысканию с администрации реальные убытки в общем размере 5 399 939 руб. 66 коп. (арендную плату, уплаченную за первый год аренды, в размере 2 254 869 руб. 46 коп.; расходы общества в размере 22 000 руб. на оплату государственной пошлины за регистрацию договора аренды земельного участка; расходы, понесенные истцом на инженерно-геодезические работы в размере 62 569 руб. и на инженерно-геологические работы в размере 450 000 руб.; стоимость выполнения проектных работ в размере 2 601 500 руб.; расходы на временное технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 9 001 руб. 20 коп.).

Вместе с этим, суды пришли к выводу, что расходы, понесенные обществом после внесения 13.07.2020 в ЕГРН сведений о зоне минимальных (минимально допустимых) расстояний продуктопровода "ШФЛУ Сургут-Южный Балык" на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6490/2019, не могут быть признаны убытками, понесенными в связи с противоправным поведением ответчика.

Суды отметили, что планируя осуществление строительства, в том числе осуществление проектных и изыскательских работ, требующих предоставление документов из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка, на котором предполагается осуществление строительства, общество, действуя разумно и добросовестно, не могло не знать о наличии сведений об установлении зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний продуктопровода, которые отражены в едином государственном реестре.

Суды пришли к выводу о недоказанности истцом причинной связи между действиями ответчика и неполучением прибыли истцом.

Суд округа правомерно отклонил довод заявителя жалобы о том, что пункт 9 статьи 107 Земельного кодекса не подлежит применению к отношениям, возникшим между администрацией и обществом.

Законом N 342-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 Земельного кодекса).

Пунктами 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В силу пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса и абзаца третьего части 2 статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Согласно пункту 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В силу части 25 статьи 26 Закона N 342-ФЗ положения пунктов 7 - 12, 14 - 17 статьи 107 Земельного кодекса (в редакции Закона N 342-ФЗ) распространяются также на случаи, если использование земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в связи с их нахождением в границах зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 27 настоящей статьи, или в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), при соблюдении, в том числе такого условия, что земельный участок приобретен или предоставлен и (или) иной объект недвижимого имущества создан до дня установления зоны с особыми условиями использования территории и ее границ или до дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода, в целях предупреждения негативного воздействия которого установлены минимальные расстояния до магистрального или промышленного трубопровода, либо после дня установления такой зоны или после дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода при условии, что в правоустанавливающих документах на указанные земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества отсутствовала информация об ограничениях, установленных в границах таких зоны, минимальных расстояний.

По общему правилу части 9 статьи 107 Земельного кодекса правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений на таких земельных участках, осуществлением неотделимых улучшений объектов недвижимости, со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории.

Являясь арендатором земельного участка и действуя с достаточной степенью осмотрительности, общество должно было знать о внесении в отношении указанного земельного участка сведений в государственный реестр о его расположении в зоне с особыми условиями использования территории с даты внесения таких сведений в государственный реестр.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Югра-Сити" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления