ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 января 2022 г. N 306-ЭС21-24832
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гусакова Николая Васильевича на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2021, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2021 по делу N А12-2747/2020,
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Гусаков Николай Васильевич (далее - ИП Глава КФХ Гусаков Н.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района (далее - администрация), Куликову Валентину Валентиновичу (далее - Куликов В.В.) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными результатов открытого аукциона от 03.12.2019 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на территории Ольшанского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения 1 760 000 кв. м, с кадастровым номером 34:31:000000:4102 для сельскохозяйственного использования; о признании недействительным договора от 18.12.2019 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:4102, заключенного между администрацией Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района и Куликовым В.В.; применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Куликова В.В. возвратить земельный участок с кадастровым номером 34:31:000000:4102 в муниципальную собственность Ольшанского сельского поселения; обязании администрацию Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района заключить с ИП Главой КФХ Гусаковым Н.В. договор аренды земельного участка на территории Ольшанского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1 760 000 кв. м, с кадастровым номером 34:31:000000:4102 для сельскохозяйственного использования в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Волгоградской от 30.10.2020 настоящее дело в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А12-23758/2020, в рамках которого предпринимателем заявлены требования об обязании администрации заключить с ИП Главой КФХ Гусаковым Н.В. договор аренды земельного участка на территории Ольшанского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1 760 000 кв. м, с кадастровым номером 34:31:000000:4102 для сельскохозяйственного использования; о признании недействительными результатов открытого аукциона от 03.12.2019 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на территории Ольшанского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1 760 000 кв. м, с кадастровым номером 34:31:000000:4102 для сельскохозяйственного использования; о применении последствий недействительности результатов открытого аукциона от 03.12.2019 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на территории Ольшанского сельского поселения из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1 760 000 кв. м, с кадастровым номером 34:31:000000:4102 для сельскохозяйственного использования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что каких-либо соглашений об изменении или расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 и выделенного из него земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:42 между администрацией Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области и индивидуальным предпринимателем, главой КФХ Гусаковым Н.В., как арендатором, не заключалось, вопросов о расторжении договора аренды или его недействительности в судебном порядке не разрешалось.
В пункте 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственными организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, указано, что выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не влекут прекращение договора аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенного участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием, а ранее заключенный договор аренды не прекращает свое действие в отношении земельного участка, образованного в результате выдела нового земельного участка.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 был заключен до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием и с момента выделения муниципалитетом в счет невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:42 его условия распространились и на выделенный земельный участок, действуя до сих пор.
Согласно подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Таким образом, администрация Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не мело право выставлять на аукцион арендуемый главой КФХ Гусаковым Н.В. земельный участок с кадастровым номером 34:31:000000:42 и передать его другому арендатору в период действия арендных отношений.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, между участниками общей долевой собственности (арендодатели) и ИП Главой КФХ Гусаковым Н.В. (арендатор) был заключен договор аренды 05.06.2014 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 34:31:000000:64, расположенного на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области 22.07.2014 N 34-34-130-018-2014-019.
Решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 23.01.2017 по делу N 2-70/17 исковые требования администрации к ТУ Росимущества о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли удовлетворены частично, признано право муниципальной собственности муниципального образования Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района на невостребованные земельные доли, ранее предоставленные Андрееву Александру Засимовичу, Андреевой Анастасии Маиуйловне, Бачурину Ивану Николаевичу, Зотьеву Павелу Ивановичу, Лобачеву Ивану Ивановичу, Макарову Алексею Тимофеевичу, Марушкиной Дарье Семеновне, Моисееву Илье Петровичу, Моисеевой Надежде Петровне, Матасову Роману Егоровичу, Плешаковой Ольге Алексеевне, Смарчкову Антону Николаевичу, Уваровой Екатерине Поликарповне, Филипповой Анне Ивановне, Черкесовой Антонине Сергеевне, Щербатовой Анне Петровне.
Поскольку по истечении установленного законом срока не был заключен договор по реализации либо предоставлению земельных долей, приобретенных муниципальным образованием, уполномоченным органом вынесено постановление от 29.11.2018 N 49 "О выделении земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области", которым из земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 выделен земельный участок площадью 1 760 000 кв. м.
Выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.01.2019, земельному участку присвоен кадастровый номер 34:31:000000:4102.
После государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, выделенный в счет земельных долей, ИП Гусаков Н.В. обратился в администрацию с заявлением от 28.02.2019 о заключении договора аренды используемого земельного участка, предоставив доказательства длительного открытого добровольного использования.
Письмом от 07.03.2019 N 7 администрация отказала ИП Гусакову Н.В. в заключении договора аренды земельного участка ввиду отсутствия данных, подтверждающих использование земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64.
Впоследствии ИП Гусаков Н.В. направил в адрес администрации доказательства, подтверждающие факт использования им с 05.06.2014 земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64.
Письмом Главы администрации Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 18.03.2019 N 8 предпринимателю отказано в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64 в связи с тем, что Ольшанское сельское поселение не является собственником данного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2019 по делу N А12-22060/2019 в удовлетворении требований Гусакова Н.В. о признании незаконным постановления администрации от 29.11.2018 N 49 "О выделении земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области" было отказано.
На официальном сайте администрации поселения: http://olshansk-adm.ru/index.php/municipalnye-zakazy-i-torgi.html, в средствах массовой информации - информационном бюллетене "Районные ведомости" 27.09.2019 размещено извещение об аукционе на право аренды земельного участка площадью 1 760 000 кв. м с кадастровым номером 34:31:000000:4102 для сельскохозяйственного использования.
Согласно протоколу по проведению торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 1 760 000 кв. м с кадастровым номером 34:31:000000:4102 на проведении торгов присутствовал только Куликов В.В., в связи с чем договор аренды был заключен с единственным участником.
ИП Гусаков Н.В., полагая, что отказ администрации в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:4102, сформированного из невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым номером 34:31:000000:64, а также публичные торги по продаже права аренды на выделенный земельный участок нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-22060/2019, руководствуясь статьями 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 10, 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), 39.3, 39.6, 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приняв во внимание правовые позиции, изложенные в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды исходили из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии не нарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Выделенные в счет муниципальных долей участки подпадают под действие пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Следовательно, совокупность положений статьей 10 и 12 Закона N 101-ФЗ предоставляет право органу местного самоуправления распоряжаться только земельными долями, которые относятся к категории невостребованных, и (или) земельным участком, выделенным в счет таких долей.
Из буквального толкования пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность (в аренду) земельного участка.
Учитывая специфику правового режима земельной доли, а также условия абзаца 1 пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ, администрация Ольшанского сельского поселения не установила лиц, использующих земельный участок, находящийся в долевой собственности для цели реализации доли сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств.
Поскольку договор купли-продажи доли не был заключен, орган местного самоуправления обеспечил выдел земельного участка при соблюдении требований к образованию земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2019 по делу N А12-22060/2019 в удовлетворении требований Гусакова Н.В. о признании незаконным постановления администрации от 29.11.2018 N 49 "О выделении земельных участков на территории Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области" было отказано, при этом судебные инстанции установили, что решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 23.01.2017 по делу N 2-70/17 удовлетворены частично требования администрации о признании права собственности на невостребованные земельные доли за муниципальным образованием Ольшанского сельского поселения Урюпинского муниципального района признано право муниципальной собственности в размере 11 га на каждого члена в праве общей долевой собственности из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:31:000000:64, при этом Гусаковым Н.В. не представлены доказательства о том, что он является правообладателем (залогодержателем) выделенных долей, оснований для получения у него согласия на раздел не имелось, действия предпринимателя нельзя признать добросовестными, предприниматель не представил доказательств, подтверждающих использование спорного участка до его выдела и лицам, имеющим особый статус, которые вправе претендовать на льготное предоставление участка.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24 раздела "Практика применения земельного и градостроительного законодательства") изложена следующая правовая позиция:
Пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка в указанном порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи (аренды) в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Установив, что предприниматель не использовал спорный земельный участок, образованный в счет земельных долей, суды пришли к обоснованным выводам о том, что он не обладал правом на приобретение долей, его права не были нарушены принятым решением о выделении земельного участка и выставлении его на торги.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
Отказать в передаче кассационной жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гусакова Николая Васильевича для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------