ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 июля 2019 г. N 78-КГ19-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2019 г. гражданское дело по иску Шилина Виктора Леонидовича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
по кассационной жалобе начальника государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга Авдеенко Л.В. на решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Соколова Р.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу истца Шилина В.Л.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Шилин В.Л. 9 февраля 2018 г. обратился в суд иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга, пенсионный орган) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В обоснование заявленных требований Шилин В.Л. указал, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 45 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники" является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку, исследование и промышленное внедрение на тепловых электростанциях систем принудительного охлаждения паровых турбин.
С 3 июля 2017 г. Шилин В.Л. получает страховую пенсию по старости.
26 сентября 2017 г. Шилин В.Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее также - дополнительное материальное обеспечение) в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением пенсионного органа от 11 октября 2017 г. Шилину В.Л. было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законодательством не предусмотрено.
Шилин В.Л. с решением пенсионного органа не согласился и обратился с жалобой в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым письмом от 29 ноября 2017 г. правомерность принятого УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга решения об отказе в назначении Шилину В.Л. дополнительного материального обеспечения была подтверждена.
Шилин В.Л. считает решение пенсионного органа об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения незаконным и, ссылаясь на разъяснения положений подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", содержащиеся в телеграмме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, о том, что лауреаты премий Правительства Российской Федерации имеют право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с названным законом, просил суд признать незаконным решение УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г. N 1030543/17 об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения, обязать УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга назначить дополнительное материальное обеспечение с даты обращения за его назначением - с 26 сентября 2017 г.
Представитель УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга в суде иск не признал.
Решением Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. исковые требования Шилина В.Л. удовлетворены, решение УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г. признано незаконным.
На УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить Шилину В.Л. дополнительное материальное обеспечение с 26 сентября 2017 г. - с даты обращения за его назначением.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга Авдеенко Л.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления, как незаконные.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 5 марта 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 1 июля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Шилина В.Л., поступившие в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шилину В.Л., <...> года рождения, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 45 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники" присуждена премия Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники за разработку, исследование и промышленное внедрение на тепловых электростанциях систем принудительного охлаждения паровых турбин, и ему вручен диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации.
С 3 июля 2017 г. Шилин В.Л. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
26 сентября 2017 г. Шилин В.Л. обратился в УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г. N 1030543/17 Шилину В.Л. отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
31 октября 2017 г. Шилин В.Л. обратился в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с жалобой на решение УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г.
Письмом государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29 ноября 2017 г. Шилину В.Л. было сообщено о правомерности принятого УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга решения от 11 октября 2017 г. об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шилина В.Л. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга обязанности назначить Шилину В.Л. дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, суд первой инстанции сослался на статью 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", пункт 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н, телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 и пришел к выводу о том, что поскольку премия Правительства Российской Федерации присуждена высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации, носит общегосударственный характер, то к лауреатам государственных премий Российской Федерации относятся в том числе лауреаты премий Правительства Российской Федерации. По мнению суда первой инстанции законодатель использует обобщающие понятия "государственные премии СССР" и "государственные премии Российской Федерации (РСФСР)", не раскрывая содержания этих понятий и не конкретизируя виды премий, присвоение которых является основанием для установления дополнительного материального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что в подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" наименование премии "государственная" написано со строчной буквы, что из принятого толкования подразумевает понимание указанного слова в обобщенном плане, и в таком контексте, по мнению суда апелляционной инстанции, к государственным премиям Российской Федерации относятся и премии Правительства Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
1. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
2. Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп "О государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники", действовавшим на дату награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации, постановлено учредить на 1992 год 18, а с 1993 года 20 ежегодных Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники размером 100 тысяч рублей каждая в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Этим же распоряжением утверждено Положение о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (утратило силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", которым было утверждено новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства).
Пунктом 1 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп, было определено, что государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно: за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации; за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов; за выдающиеся производственные результаты в отраслях народного хозяйства Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно новых видов продукции.
Работы, представленные на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, принимаются Комитетом по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники при Правительстве Российской Федерации ежегодно до 1 сентября (абзац первый пункта 4 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).
Указ Президента Российской Федерации о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники подлежит опубликованию в печати в мае (пункт 5 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).
Согласно пункту 6 названного положения лицам, получившим Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники", вручаются диплом, почетный знак и удостоверение.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены 4 Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и 3 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 руб. каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
3. С целью стимулирования научно-технического развития постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 50 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 1995 года в размере 8 млн. рублей каждая (пункт 1 названного постановления, действовавшего на момент награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации).
Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1424 утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Пунктом 1 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники определено, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения: научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Присуждение премий производится на основании предложений Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (пункт 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники).
Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий публикуется в средствах массовой информации (пункт 11 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).
Лицам, удостоенным премии, присваивается звание "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" и в торжественной обстановке вручается диплом и почетный знак (пункт 12 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники", действовавшее на момент награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации, утратило силу с 1 января 2005 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники", которым было учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 000 000 руб. каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439, признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 руб. каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
4. Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Однако судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пришли к ошибочному выводу о том, что законодатель использует обобщающие понятия "государственные премии СССР" и "государственные премии Российской Федерации" (РСФСР)", не раскрывая содержание этих понятий и не конкретизируя виды премий, а потому присвоение этих премий является основанием для установления дополнительного материального обеспечения. Данный вывод не соответствует изложенным выше нормам о государственных премиях Российской Федерации и премиях Правительства Российской Федерации.
Суждение судебных инстанций о том, что премия Правительства Российской Федерации присуждается высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер, также ошибочно, сделано без учета нормативных положений о полномочиях Правительства Российской Федерации, которое в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.
Нельзя признать соответствующей закону и ссылку судебных инстанций в обоснование вывода о том, что премия Правительства Российской Федерации относится к государственным премиям, дающим право на получение дополнительного материального обеспечения, на телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, в которой указано, что из числа лауреатов соответствующих премий право на дополнительное материальное обеспечение имеют в том числе лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Названная телеграмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. не прошла регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным актом, в связи с чем не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Довод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку в тексте Федерального закона от 12 апреля 2002 г. N 21-ФЗ наименование премии "государственная" написано со строчной буквы, то к государственным премиям Российской Федерации относятся и премии Правительства Российской Федерации, противоречит приведенным выше нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношения. В подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 12 апреля 2002 г. N 21-ФЗ словосочетание "государственные премии" употреблено во множественном числе, в связи с чем написано со строчной буквы. В настоящее время в системе государственного премирования действующими нормативными правовыми актами учреждены ряд государственных премий Российской Федерации, присуждаемых за выдающиеся достижения, например Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий, Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2004 г. N 785), Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 233), Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности, Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 491) и др. Таким образом, наличие в тексте Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ словосочетания "государственные премии" со строчной буквы не означает, что к государственным премиям Российской Федерации, дающим право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с нормами Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, относится и премия Правительства Российской Федерации.
Ссылка судебных инстанций в обоснование вывода о праве Шилина В.Л. на получение дополнительного материального обеспечения на пункт 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н, не может быть признана правомерной, поскольку судебными инстанциями при применении названного нормативного правового акта не установлены имеющие значение для дела обстоятельства и не определен состав лиц, участвующих в деле.
Так, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающие достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 24 названного административного регламента указано, что к заявлению о назначении дополнительного материального обеспечения граждан из числа лауреатов Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) к документам, указанным в пункте 19 Административного регламента, должны быть дополнительно приложены диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.
Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
Однако данные обстоятельства были оставлены судебными инстанциями без внимания и соответствующей правовой оценки не получили, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях выяснения вопроса о перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации права на дополнительное материальное обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", судом к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено не было.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г., в удовлетворении административного искового заявления гражданина Зворыгина Н.М. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказано.
С учетом приведенного выше вывод судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Шилина В.Л. о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Шилину В.Л. дополнительное материальное обеспечение является неправомерным. Этот вывод сделан при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Невский районный суд г. Санкт-Петербурга.
------------------------------------------------------------------