Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 78-КГ19-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июля 2019 г. N 78-КГ19-12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2019 г. гражданское дело по иску Шилина Виктора Леонидовича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

по кассационной жалобе начальника государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга Авдеенко Л.В. на решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Соколова Р.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу истца Шилина В.Л.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шилин В.Л. 9 февраля 2018 г. обратился в суд иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга, пенсионный орган) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

В обоснование заявленных требований Шилин В.Л. указал, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 45 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники" является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку, исследование и промышленное внедрение на тепловых электростанциях систем принудительного охлаждения паровых турбин.

С 3 июля 2017 г. Шилин В.Л. получает страховую пенсию по старости.

26 сентября 2017 г. Шилин В.Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее также - дополнительное материальное обеспечение) в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".

Решением пенсионного органа от 11 октября 2017 г. Шилину В.Л. было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законодательством не предусмотрено.

Шилин В.Л. с решением пенсионного органа не согласился и обратился с жалобой в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которым письмом от 29 ноября 2017 г. правомерность принятого УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга решения об отказе в назначении Шилину В.Л. дополнительного материального обеспечения была подтверждена.

Шилин В.Л. считает решение пенсионного органа об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения незаконным и, ссылаясь на разъяснения положений подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", содержащиеся в телеграмме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, о том, что лауреаты премий Правительства Российской Федерации имеют право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с названным законом, просил суд признать незаконным решение УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г. N 1030543/17 об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения, обязать УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга назначить дополнительное материальное обеспечение с даты обращения за его назначением - с 26 сентября 2017 г.

Представитель УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга в суде иск не признал.

Решением Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. исковые требования Шилина В.Л. удовлетворены, решение УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г. признано незаконным.

На УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить Шилину В.Л. дополнительное материальное обеспечение с 26 сентября 2017 г. - с даты обращения за его назначением.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга Авдеенко Л.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления, как незаконные.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 5 марта 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 1 июля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Шилина В.Л., поступившие в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Шилину В.Л., <...> года рождения, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 45 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники" присуждена премия Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники за разработку, исследование и промышленное внедрение на тепловых электростанциях систем принудительного охлаждения паровых турбин, и ему вручен диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации.

С 3 июля 2017 г. Шилин В.Л. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

26 сентября 2017 г. Шилин В.Л. обратился в УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".

Решением УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г. N 1030543/17 Шилину В.Л. отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.

31 октября 2017 г. Шилин В.Л. обратился в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с жалобой на решение УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга от 11 октября 2017 г.

Письмом государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29 ноября 2017 г. Шилину В.Л. было сообщено о правомерности принятого УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга решения от 11 октября 2017 г. об отказе в назначении ему дополнительного материального обеспечения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шилина В.Л. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на УПФР в Невском районе Санкт-Петербурга обязанности назначить Шилину В.Л. дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, суд первой инстанции сослался на статью 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", пункт 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н, телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539 и пришел к выводу о том, что поскольку премия Правительства Российской Федерации присуждена высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации, носит общегосударственный характер, то к лауреатам государственных премий Российской Федерации относятся в том числе лауреаты премий Правительства Российской Федерации. По мнению суда первой инстанции законодатель использует обобщающие понятия "государственные премии СССР" и "государственные премии Российской Федерации (РСФСР)", не раскрывая содержания этих понятий и не конкретизируя виды премий, присвоение которых является основанием для установления дополнительного материального обеспечения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что в подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" наименование премии "государственная" написано со строчной буквы, что из принятого толкования подразумевает понимание указанного слова в обобщенном плане, и в таком контексте, по мнению суда апелляционной инстанции, к государственным премиям Российской Федерации относятся и премии Правительства Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

1. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.

В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.

2. Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп "О государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники", действовавшим на дату награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации, постановлено учредить на 1992 год 18, а с 1993 года 20 ежегодных Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники размером 100 тысяч рублей каждая в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Этим же распоряжением утверждено Положение о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (утратило силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", которым было утверждено новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства).

Пунктом 1 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп, было определено, что государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно: за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации; за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов; за выдающиеся производственные результаты в отраслях народного хозяйства Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно новых видов продукции.

Работы, представленные на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, принимаются Комитетом по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники при Правительстве Российской Федерации ежегодно до 1 сентября (абзац первый пункта 4 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).

Указ Президента Российской Федерации о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники подлежит опубликованию в печати в мае (пункт 5 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).

Согласно пункту 6 названного положения лицам, получившим Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники", вручаются диплом, почетный знак и удостоверение.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены 4 Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и 3 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 руб. каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Пунктом 1 указанного положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.

Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).

Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).

Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.

Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.

Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).

Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).

Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.

3. С целью стимулирования научно-технического развития постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 50 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 1995 года в размере 8 млн. рублей каждая (пункт 1 названного постановления, действовавшего на момент награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации).

Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1424 утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Пунктом 1 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники определено, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения: научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.

Присуждение премий производится на основании предложений Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (пункт 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники).

Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий публикуется в средствах массовой информации (пункт 11 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).

Лицам, удостоенным премии, присваивается звание "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" и в торжественной обстановке вручается диплом и почетный знак (пункт 12 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники", действовавшее на момент награждения Шилина В.Л. премией Правительства Российской Федерации, утратило силу с 1 января 2005 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники", которым было учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 000 000 руб. каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439, признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 руб. каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.

Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.

4. Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.

Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.

В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.

Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).

Однако судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пришли к ошибочному выводу о том, что законодатель использует обобщающие понятия "государственные премии СССР" и "государственные премии Российской Федерации" (РСФСР)", не раскрывая содержание этих понятий и не конкретизируя виды премий, а потому присвоение этих премий является основанием для установления дополнительного материального обеспечения. Данный вывод не соответствует изложенным выше нормам о государственных премиях Российской Федерации и премиях Правительства Российской Федерации.

Суждение судебных инстанций о том, что премия Правительства Российской Федерации присуждается высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер, также ошибочно, сделано без учета нормативных положений о полномочиях Правительства Российской Федерации, которое в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.

Нельзя признать соответствующей закону и ссылку судебных инстанций в обоснование вывода о том, что премия Правительства Российской Федерации относится к государственным премиям, дающим право на получение дополнительного материального обеспечения, на телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, в которой указано, что из числа лауреатов соответствующих премий право на дополнительное материальное обеспечение имеют в том числе лауреаты премий Правительства Российской Федерации. Названная телеграмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. не прошла регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным актом, в связи с чем не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.

Довод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку в тексте Федерального закона от 12 апреля 2002 г. N 21-ФЗ наименование премии "государственная" написано со строчной буквы, то к государственным премиям Российской Федерации относятся и премии Правительства Российской Федерации, противоречит приведенным выше нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношения. В подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 12 апреля 2002 г. N 21-ФЗ словосочетание "государственные премии" употреблено во множественном числе, в связи с чем написано со строчной буквы. В настоящее время в системе государственного премирования действующими нормативными правовыми актами учреждены ряд государственных премий Российской Федерации, присуждаемых за выдающиеся достижения, например Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий, Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2004 г. N 785), Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 233), Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности, Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 491) и др. Таким образом, наличие в тексте Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ словосочетания "государственные премии" со строчной буквы не означает, что к государственным премиям Российской Федерации, дающим право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с нормами Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, относится и премия Правительства Российской Федерации.

Ссылка судебных инстанций в обоснование вывода о праве Шилина В.Л. на получение дополнительного материального обеспечения на пункт 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н, не может быть признана правомерной, поскольку судебными инстанциями при применении названного нормативного правового акта не установлены имеющие значение для дела обстоятельства и не определен состав лиц, участвующих в деле.

Так, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 520н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающие достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

В пункте 24 названного административного регламента указано, что к заявлению о назначении дополнительного материального обеспечения граждан из числа лауреатов Ленинской премии, государственной премии СССР, государственной премии Российской Федерации (РСФСР) к документам, указанным в пункте 19 Административного регламента, должны быть дополнительно приложены диплом лауреата, постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, Указ Президента Российской Федерации о присуждении премии.

Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.

Однако данные обстоятельства были оставлены судебными инстанциями без внимания и соответствующей правовой оценки не получили, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях выяснения вопроса о перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации права на дополнительное материальное обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", судом к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено не было.

Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г., в удовлетворении административного искового заявления гражданина Зворыгина Н.М. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказано.

С учетом приведенного выше вывод судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Шилина В.Л. о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Шилину В.Л. дополнительное материальное обеспечение является неправомерным. Этот вывод сделан при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2018 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Невский районный суд г. Санкт-Петербурга.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления