КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 2023 г. N 553-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
РОДИОНОВА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 22
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.И. Родионова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин Н.И. Родионов, которому в 2010 году после обращения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях, оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в жалобе ошибочно названного частью 1), устанавливавшего, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости);
части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 данной статьи, статьей 25.1 данного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 17 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, ограничивают право гражданина на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, если обращение за ней последовало после возникновения права на получение указанной пенсии на общих основаниях, а также возлагают на граждан обязанность самостоятельно контролировать действия работодателей и Пенсионного Фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) для обеспечения правильности учета периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков, с которых назначаются пенсии, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Оспариваемый Н.И. Родионовым пункт 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", равно как и содержащая аналогичную норму часть 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", обусловливая назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии обращением гражданина и указывая сроки, с которых она назначается, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права, а потому не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.
Кроме того, в период осуществления трудовой и иной деятельности, а также после ее прекращения застрахованным лицам, зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета, предоставлено право получать от органов Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и (или) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, в том числе о периодах работы и (или) иной деятельности, включенных в стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии по старости, а в случае несогласия с полученными сведениями обратиться в органы данного фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд для исправления допущенной неточности (часть первая статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Разрешение же вопроса о проверке законности и обоснованности принятых по делу заявителя правоприменительных решений, в том числе постановлений судов общей юрисдикции, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Родионова Николая Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------