Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 196-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зыковой Юлии Валерьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 января 2024 г. N 196-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЗЫКОВОЙ

ЮЛИИ ВАЛЕРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПУНКТОМ 2 ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ

КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ (ВРАЧАМ,

ФЕЛЬДШЕРАМ, А ТАКЖЕ АКУШЕРКАМ И МЕДИЦИНСКИМ СЕСТРАМ

ФЕЛЬДШЕРСКИХ И ФЕЛЬДШЕРСКО- АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ), ПРИБЫВШИМ

(ПЕРЕЕХАВШИМ) НА РАБОТУ В СЕЛЬСКИЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ, ЛИБО

ПОСЕЛКИ ГОРОДСКОГО ТИПА, ЛИБО ГОРОДА С НАСЕЛЕНИЕМ ДО 50

ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Ю.В. Зыковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Ю.В. Зыкова, принятая 25 августа 2020 года на вакантную должность врача-психиатра в медицинскую организацию, оспаривает конституционность пункта 2 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 июля 2020 года N 508-ПИ и действовавшего до 1 января 2023 года (далее - Порядок), предусматривавшего осуществление выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являвшимся гражданами Российской Федерации, не имевшим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением трудоустройства в медицинские организации с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией Свердловской области, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или органу местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществлялись единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Свердловской области, разработанный на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - медицинские работники), в размере:

1) 1,5 млн рублей для врачей и 0,75 млн рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, приведен в приложении N 1 к данному порядку;

2) 1 млн рублей для врачей и 0,5 млн рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа (за исключением указанных в подпункте 1 настоящего пункта), либо города с населением до 50 тысяч человек.

По мнению заявительницы, оспариваемое положение, примененное при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 2, 3, 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет отказывать в назначении выплаты медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо городской населенный пункт и заключившему трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с выполнением трудовой функции на должности, которая была включена уполномоченным органом в перечень должностей медицинских работников в медицинских организациях, но в последующем - в год трудоустройства являясь вакантной в медицинской организации - исключена из перечня.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией органов государственной власти. Именно они вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в том числе в сельской местности, и, следовательно, привлечения квалифицированных специалистов на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или городские населенные пункты с населением до 50 тысяч человек.

В целях укомплектования медицинских организаций Свердловской области медицинскими кадрами и привлечения специалистов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" Правительство Свердловской области постановлением от 30 июля 2020 года N 508-ПП утвердило Порядок, в котором предусматривало механизм осуществления и финансового обеспечения за счет средств областного бюджета и средств субсидий, предоставлявшихся ему в целях софинансирования из федерального бюджета, единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключавших трудовые договоры с медицинскими организациями, подведомственными областному органу исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Следовательно, оспариваемое положение, принятое в пределах дискреционных полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являлось элементом правового механизма, направленного на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или городские населенные пункты с населением до 50 тысяч человек, для квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может расцениваться как нарушающее конституционные предписания и права заявительницы.

Разрешение же поставленного Ю.В. Зыковой вопроса связано с оценкой целесообразности принятого уполномоченными органами решения и расширением круга лиц, на которых распространяется оспариваемое положение, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зыковой Юлии Валерьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления