КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 марта 2024 г. N 759-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТИЩЕНКО СЕРГЕЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЯМИ 1 И 2 СТАТЬИ 54 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЛУЖБЕ
В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Б. Тищенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.Б. Тищенко оспаривает конституционность следующих положений статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы":
части 1, согласно которой служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона;
части 2, предусматривающей, что в проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах; в этом случае он обязан подать руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки; при несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 данной статьи, продлевается на 10 рабочих дней.
По мнению заявителя, данные законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, противоречат статьям 2, 17 - 19, 21, 45, 46, 48, 55, 118 и 145 Конституции Российской Федерации, поскольку они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляют руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы при проведении служебной проверки ничем не ограниченное право проводить оценку причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, не приводя при этом конкретных доказательств, подтверждающих грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявителем законоположения, являются элементами механизма привлечения сотрудника органа уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности, наряду с иными нормами действующего законодательства направлены на обеспечение права сотрудника на справедливое и беспристрастное проведение в отношении него служебной проверки, имеют целью не допустить произвольного применения дисциплинарных взысканий и обеспечить определенность правового положения привлекаемого к дисциплинарной ответственности сотрудника.
Такое правовое регулирование, в равной мере распространяющееся на всех лиц, относящихся к указанной категории, и не исключающее возможности реализации гражданином права на судебное обжалование служебной проверки, в том числе порядка ее проведения, не может расцениваться как нарушающее права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тищенко Сергея Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------