Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2024 N 678-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дошина Петра Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2024 г. N 678-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ДОШИНА

ПЕТРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

СТАТЬЕЙ 19.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина П.А. Дошина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин П.А. Дошин оспаривает конституционность статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 30 октября 2018 года N 375-ФЗ), предусматривающей, в частности, что:

обеспечение судей жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета путем предоставления судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата) (пункт 1);

судьям на основании их заявления вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных этой статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность (пункт 2);

порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность устанавливается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации для судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов (пункт 27).

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, заявителю отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, взыскании за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда и неустойки. Суды, помимо прочего, отметили, что П.А. Дошин, принятый в 2019 году на учет в целях предоставления жилищных гарантий на основании положений статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не обращался в комиссию Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросу о реализации права на предоставление жилого помещения в собственность, суд же не вправе подменять деятельность уполномоченных государственных органов (созданных ими комиссий).

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 10, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3), 55 (часть 2), 76 (часть 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку она допускает предоставление единовременной социальной выплаты в порядке очередности и не содержит указания на срок такого предоставления, тем самым снижает уровень социальной защиты судей в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием - пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - позволявшим получать от местной администрации квартиру, жилой дом во внеочередном порядке за счет средств местного бюджета.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы единого правового статуса судей в Российской Федерации, в том числе принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1), а также относит вопросы судоустройства, составной частью которого является правовой статус судей, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о"). В развитие названных конституционных положений Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает гарантии независимости судей, одной из которых является предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9).

Финансирование судов, в том числе материальное и социальное обеспечение судей, как следует из статьи 124 Конституции Российской Федерации, производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В свою очередь, положения статьи 19.1 названного Закона Российской Федерации, закрепляя право судей на получение в централизованном порядке единовременной социальной выплаты за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, позволяющей самостоятельно выбрать предпочтительный для них вариант приобретения жилого помещения в рамках гражданско-правовых соглашений, одновременно сохраняют возможность - при желании судей и на альтернативной основе - получить в собственность жилые помещения за счет государственного жилищного фонда. При этом предоставление жилищных гарантий в порядке очередности - с учетом финансовых возможностей государства и времени принятия граждан (в том числе в составе отдельных категорий) на соответствующий учет - согласуется с конституционным принципом справедливости.

Таким образом, статья 19.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не может расцениваться как нарушающая конституционные права в аспекте, отмеченном заявителем, притом что назначение его на должность судьи состоялось после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дошина Петра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления