КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 марта 2024 г. N 604-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ГИНЗБУРГА СОЛОМОНА ИЗРАИЛЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 16 УСТАВНОГО ЗАКОНА
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.И. Гинзбурга к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.И. Гинзбург оспаривает конституционность пункта 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области" (до вступления в силу Уставного закона Калининградской области от 23 мая 2022 года N 89 именовался Уставным законом Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы"), согласно которому военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях; основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.
Как следует из представленных материалов, С.И. Гинзбург, принявший участие в выборах депутатов законодательного (представительного) органа Калининградской области в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке незаконным, ссылаясь, среди прочего, на то, что в голосовании на этом участке приняли участие военнослужащие, которые проходили военную службу по призыву в городе Калининграде и были включены в список избирателей на основании приказа командира воинской части. Решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, в удовлетворении требований заявителя было отказано в связи с тем, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинской части, расположенной в границах избирательного участка, подлежат включению в списки избирателей на этом избирательном участке.
Кроме того, С.И. Гинзбургу было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании оспариваемого им законоположения не действующим в части, позволяющей военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания на территории Калининградской области, принимать участие в выборах в качестве избирателей (решение Калининградского областного суда от 18 февраля 2022 года, с которым согласились вышестоящие суды).
По мнению заявителя, пункт 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области" не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 6, 17 - 19, 32 и 72, поскольку, вступая в противоречие с положениями федерального законодательства, предусматривает на выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области возможность включения в список избирателей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по месту расположения воинской части.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1). При этом субъекты Российской Федерации имеют собственное избирательное законодательство, на основе которого проводятся выборы в их органы государственной власти и органы местного самоуправления и обеспечиваются избирательные права граждан применительно к данным видам выборов. Соответствующие законы субъекта Российской Федерации выступают при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, реализуемых ими при организации и проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 34-П).
В силу указанного Федерального закона, предусматривающего, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (пункт 4 статьи 4), основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства (в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания) на территории этого участка, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами; сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части (пункты 4 и 6 статьи 17).
При этом данным Федеральным законом установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме (пункт 5 статьи 17).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, положение, не допускающее включения в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, ограничивает права определенной категории военнослужащих; однако предусмотреть такое ограничение федеральному законодателю позволяет статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (в целях защиты прав и законных интересов других лиц), а также статья 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 22 мая 1997 года N 71-О и от 6 ноября 1998 года N 151-О).
Иных ограничений на участие в выборах для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривает.
С учетом этого законодатель Калининградской области в рамках предоставленных ему полномочий определил, что основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву (пункт 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Калининградской области").
Следовательно, оспариваемое законоположение, призванное гарантировать такой категории избирателей, как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, права на участие в выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может само по себе рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гинзбурга Соломона Израилевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------