КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 апреля 2024 г. N 909-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КУЗНЕЦОВА АНДРЕЯ ВАДИМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЯМИ 1 И 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ", ПУНКТОМ 11 ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА
И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ
ПЕНСИЙ, А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ 4 И 6 ПРАВИЛ ПОДСЧЕТА
И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ
ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Кузнецова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин А.В. Кузнецов оспаривает конституционность следующих положений:
частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющих порядок подтверждения страхового стажа до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования";
пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015), согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца; при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
пунктов 4 и 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, которое утратило силу с 1 января 2015 года), устанавливавших аналогичные правила подтверждения страхового стажа до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и определявших перечень документов, подтверждавших периоды работы для целей пенсионного обеспечения.
По мнению заявителя, оспариваемые положения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 7 (часть 2), 37 (часть 3), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку позволяют правоприменительным органам отказывать в досрочном назначении страховой пенсии по старости, если гражданин не может предоставить доказательства, подтверждающие занятость на работах с особыми условиями труда.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" законодатель определил общий порядок подтверждения страхового стажа за периоды до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (части 1 и 2), а также наделил Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка установления правил подсчета и подтверждения страхового стажа (часть 4).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 октября 2014 года N 1015 утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в которых закрепило порядок подтверждения трудовой деятельности при подсчете страхового стажа гражданина до регистрации его в качестве застрахованного лица для назначения страховой пенсии по старости (в том числе ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) и определило перечень документов, которыми можно подтвердить имеющиеся у гражданина периоды работы по трудовому договору, если сведения о них отсутствуют в системе индивидуального (персонифицированного) учета (пункты 11 и 12).
Аналогичные положения применительно к порядку подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий до 1 января 2015 года были предусмотрены в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Указанное правовое регулирование, направленное на обеспечение реализации пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования, в равной мере распространяется на всех лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права А.В. Кузнецова в оспариваемом в жалобе аспекте.
Как следует из представленных материалов, заявителю было отказано в зачете периодов его работы на территории Украинской ССР и Украины в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия документов, подтверждающих характер его работы в особых условиях труда, однако разрешение вопроса об изменении порядка подтверждения характера выполняемой работы для случаев невозможности представления соответствующих документов по уважительным причинам, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Андрея Вадимовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------