КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 апреля 2024 г. N 888-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ВАРТАНОВА СЕРГЕЯ АРАМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЯМИ ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 171.1 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.А. Вартанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.А. Вартанов оспаривает конституционность частей третьей и четвертой статьи 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации" УК Российской Федерации.
Приговором городского суда С.А. Вартанов осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом "б" части четвертой статьи 171.1 УК Российской Федерации, к наказанию в виде штрафа. По оценке суда, преступление выразилось в производстве, хранении и перевозке с целью дальнейшего сбыта без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, продовольственных товаров (пищевой рыбной продукции общим весом свыше 21 тонны, стоимостью более 5 млн руб.) в особо крупном размере. Приговор суда в части квалификации деяния и назначения наказания оставлен без изменения вышестоящими судами.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 15, 17, 19, 35, 45, 46, 48 и 49 Конституции Российской Федерации в той мере, в которой они не устанавливают конкретного механизма нанесения маркировки на пищевую продукцию, допуская неограниченную правоприменительную дискрецию, а также позволяют произвольно привлекать к уголовной ответственности за отсутствие любой маркировки (информации) на пищевой продукции, не обязывая учитывать вид продукции, цели и характер экономической деятельности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип правовой определенности, обязывающий федерального законодателя формулировать уголовно-правовые предписания с достаточной степенью четкости, позволяющей лицу сообразовывать с ними свое поведение - как дозволенное, так и запрещенное - и предвидеть вызываемые им последствия, не исключает введения в уголовный закон юридических конструкций бланкетного характера, которые для уяснения используемых в нем терминов и понятий требуют обращения к нормативному материалу иных правовых актов. Сам по себе бланкетный характер нормы не может свидетельствовать о ее неконституционности, поскольку регулятивные нормы, непосредственно закрепляющие правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же правовом акте, что и нормы, предусматривающие юридическую ответственность за их нарушение. Конституционность бланкетной конструкции как таковой не ставится под сомнение и в случаях, если нормы, несоблюдение которых влечет уголовную ответственность, установлены подзаконными актами (постановления от 27 мая 2003 года N 9-П, от 31 марта 2011 года N 3-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 17 июня 2014 года N 18-П, от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 12 июля 2022 года N 1715-О, от 12 октября 2023 года N 2705-О и др.). Юридические конструкции бланкетного характера могут отсылать к положениям не только законов и находящихся в нормативном единстве с ними подзаконных актов, но и международных договоров Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации (статья 79) предусматривает возможность участия России в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (Постановление от 16 июля 2015 года N 22-П).
В очерченных Конституцией Российской Федерации (включая часть 2 ее статьи 54) пределах законодатель полномочен самостоятельно определять содержание уголовного закона, используя надлежащие средства юридической техники, конкретизируя объективные и субъективные признаки основных и квалифицированных составов преступлений, виды и размеры наказаний за их совершение и тем самым дифференцируя ответственность (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2023 года N 19-П).
Статья 171.1 УК Российской Федерации вводит уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой этой статьи), либо производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере (часть третья), а также усиливает ответственность за деяния, предусмотренные частью третьей этой статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере (часть четвертая). Согласно пункту 1 примечаний к этой статье крупным размером в частях третьей и четвертой этой статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным - один миллион пятьсот тысяч рублей.
Оспариваемые нормы Особенной части УК Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с другими положениями этого Кодекса, который закрепляет принципы вины и законности, конкретизирует содержание умысла, определяет, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (статьи 3, 5, 8 и 25).
В свою очередь, Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещает обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые, в частности, не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений (абзац шестой пункта 2 статьи 3), а также устанавливает требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке (статья 18).
В соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 29 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 98, принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года N 162), который дополняет требования технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 881, и устанавливает требования к упаковке и маркировке пищевой рыбной продукции (пункты 68 - 77).
Соответственно, части третья и четвертая статьи 171.1 УК Российской Федерации предполагают наступление уголовной ответственности только за действия, которые нарушают требования действующего нормативного правового регулирования, совершены с прямым умыслом и достигают крупного (особо крупного) размера. Признаки таких действий не содержат неопределенности, которая лишала бы лицо возможности осознавать содержание установленного запрета, общественную опасность и противоправность своего деяния, предвидеть его правовые последствия или приводила бы к произвольному установлению круга субъектов уголовной ответственности, а потому оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вартанова Сергея Арамовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------