КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 декабря 2020 г. N 2975-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА"
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 1 И 4
СТАТЬИ 73 ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АБЗАЦЕМ
ВТОРЫМ ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О КОЭФФИЦИЕНТАХ К СТАВКАМ ПЛАТЫ
ЗА ЕДИНИЦУ ОБЪЕМА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И СТАВКАМ ПЛАТЫ ЗА ЕДИНИЦУ
ПЛОЩАДИ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. ООО "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА" оспаривает конституционность следующих примененных в деле с его участием положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации:
части 1, согласно которой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи;
части 4, в соответствии с которой для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Кроме того, ООО "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА" оспаривает конституционность абзаца второго пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17, в 2019 году - с коэффициентом 2,38, в 2020 году - с коэффициентом 2,62.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда исковые требования Управления лесами Правительства Хабаровского края к ООО "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА" о взыскании задолженности по договору аренды за второй квартал 2018 года в размере 6 642 969 рублей 75 копеек были удовлетворены частично: с заявителя в доход бюджета Хабаровского края взыскана задолженность в размере 3 600 643 рублей 70 копеек. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения арбитражным судом кассационной инстанции, указанное решение было изменено: с ООО "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА" в доход бюджета Хабаровского края взыскана задолженность в размере 6 010 305 рублей 25 копеек, в остальной части решение оставлено без изменения.
В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации заявителю отказано.
По мнению ООО "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА", указанные положения не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8, 19 (часть 1), 34 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3), 55 (часть 3) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они допускают возможность производить индексацию размера арендной платы (рыночной цены аренды) за пользование лесным участком, находящимся в федеральной собственности, сформированной по результатам аукциона, - который был проведен путем повышения начального размера арендной платы, - существенно (в разы) увеличивая ее размер, без учета принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы, что невозможно спрогнозировать на момент проведения аукциона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", устанавливающие порядок определения размера арендной платы, призваны обеспечить баланс публичных и частных интересов, эффективное использование земли, являющейся публичной собственностью и одновременно источником доходной части бюджетов соответствующего уровня.
С учетом изложенного эти положения, - рассматриваемые в системе правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с действовавшей на момент заключения договора Формой примерного договора аренды лесного участка (Приложение N 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 февраля 2010 года N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" - утратил силу в связи с изданием приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 августа 2011 года N 283), предусматривавшей, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, - не могут расцениваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права и свободы заявителя.
Установление же фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЗВЕЗДА ЭКВАТОРА", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------