КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 декабря 2020 г. N 2866-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА КОЗЛОВСКОГО
РАЙОННОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Козловского районного суда Чувашской Республики,
1. В запросе Козловского районного суда Чувашской Республики оспаривается конституционность части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части, закрепляющей прекращение права женщин, указанных в части 1 данной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки и возникновение его у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Как следует из представленных материалов, в производстве Козловского районного суда Чувашской Республики находится гражданское дело по иску гражданки Г.А. Молостовкиной о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики от 30 марта 2020 года об отказе в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Указанное решение принято в связи с установлением факта прекращения права заявительницы на дополнительные меры государственной социальной поддержки по основанию, предусмотренному частью 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в связи с совершением умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка). По мнению Г.А. Молостовкиной, данный орган не имел законных оснований для отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, поскольку она не лишена родительских прав (не ограничена в них), а в отношении детей, с рождением которых у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, какого-либо умышленного преступления она не совершала.
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики установил, что Г.А. Молостовкина является матерью четырех несовершеннолетних детей; место жительства троих старших детей определено с отцом (заочное решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2018 года); младший из четырех, в отношении которого отцовство не установлено, проживает с ней. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у Г.А. Молостовкиной в связи с его рождением 18 июня 2014 года; на основании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики от 28 декабря 2015 года ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Приговором от 4 августа 2016 года Г.А. Молостовкина признана виновной в совершении против новорожденного ребенка преступления, предусмотренного статьей 125 ("Оставление в опасности") УК Российской Федерации, с назначением наказания в виде штрафа. В отношении данного ребенка материнство Г.А. Молостовкиной в порядке, предусмотренном семейным законодательством, не устанавливалось; уполномоченными органами вопросы о возможности его установления, равно как и о лишении (ограничении) ее родительских прав в отношении кого-либо из ее детей, не ставились и не разрешались.
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики, рассматривая иск Г.А. Молостовкиной, определением от 3 июля 2020 года приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности части 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
По мнению заявителя, данное законоположение не соответствует статьям 19 (часть 1) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку ставит женщин, совершивших умышленное преступление против личности в отношении ребенка (детей) в случаях, когда материнство не удостоверено, в привилегированное положение по сравнению с женщинами, совершившими такое же преступление и в связи с этим лишенными родительских прав (ограниченными в родительских правах), что не допускалось оспариваемой нормой в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного запроса к рассмотрению.
Согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного акта (статья 101); запрос суда допустим, если нормативный акт подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле (статья 102).
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что суд, отказываясь от применения закона по мотивам его неконституционности, обязан обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации с целью признания соответствующих положений закона неконституционными и лишения их юридической силы, поскольку именно на суды возложена обязанность защиты конституционных прав и свобод (определения от 5 февраля 2004 года N 134-О, от 6 марта 2008 года N 228-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1485-О-О, от 3 апреля 2012 года N 632-О, от 2 июля 2019 года N 1834-О и др.).
Оспариваемое заявителем законоположение, находящееся в нормативном единстве с иными положениями законодательства, в том числе пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала", предусматривающим, что действие части 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, не препятствует судье Козловского районного суда Чувашской Республики при рассмотрении иска Г.А. Молостовкиной оценить все имеющиеся в ее деле факты в полном объеме и, определив момент возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений, выбрать норму, подлежащую применению при разрешении данного дела. Указанное вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия при разрешении конкретного дела.
При таких обстоятельствах запрос Козловского районного суда Чувашской Республики не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, - иное означало бы, по существу, проверку оспариваемого законоположения с точки зрения оценки фактических обстоятельств и выбора норм, подлежащих применению при разрешении конкретного дела, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Козловского районного суда Чувашской Республики, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------