Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.12.2016 N 80-АПГ16-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 декабря 2016 г. N 80-АПГ16-4

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" о признании недействующим приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 24 декабря 2015 года N 99 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области" по апелляционным жалобам Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 31 августа 2016 года, которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Ульяновской области Кузнецовой Н.Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителей административных истцов Кызьюровой А.А. и Багина Д.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Минприроды Ульяновской области) от 24 декабря 2015 года N 99, опубликованным 14 января 2016 года в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Ульяновской области - газете "Ульяновская правда", утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области (далее - Порядок).

Порядок устанавливает механизм взимания названной платы, определяя в пункте 1.2 перечень платежей, из которых состоит плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации.

В пунктах 2.3 - 2.5, 2.18 Порядка приведены формулы определения размера платы за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, не превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (временно согласованная концентрация или временные условия приема), размера платы за сброс в сточные воды загрязняющего вещества с концентрацией, превышающей временно согласованные абоненту нормы допустимой концентрации (соответственно временно согласованная концентрация или временные условия приема) (формула 2), размера платы абонента за сброс в систему канализации загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативные показатели состава и свойств сточных вод; загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих максимально допустимые для биологической очистки, а также веществ, по которым не установлены нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (формула 3), размера платы за сточные воды в случае сброса в систему канализации концентрированных растворов (отходы пищевых предприятий, жидкие отходы и т.п.) (формула 4) соответственно.

Согласно пункту 2.6 Порядка размер платы за установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ определяется по формуле 2 с применением повышающего коэффициента к базовым нормативам платы в пределах установленных лимитов сброса, равного 25; за объем сточных вод принимается общий объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчетный период.

Способы определения объема фактически сброшенных абонентом сточных вод указаны в пунктах 2.11, 2.12 и 2.13 Порядка.

ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ", осуществляющее деятельность по сбору, транспортировке и передаче сточных вод на очистные сооружения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Минприроды Ульяновской области от 24 декабря 2015 года N 99 (далее - Приказ) мотивируя тем, что Порядок утвержден Минприроды Ульяновской области в отсутствие полномочий.

Кроме того, по мнению административного истца, приведенные региональные нормы противоречат статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системе канализации населенных пунктов", поскольку не предусматривают корректировку (уменьшение) объема сточных вод, участвующих в определение платы, на объемы сточных вод, отведенных лицами, освобожденными от внесения данной платы.

Решением суда Ульяновской области от 31 августа 2016 года административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционных жалобах Минприроды Ульяновской области и Правительства Ульяновской области ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права.

Относительно апелляционных жалоб представлены возражения ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ" о несостоятельности их доводов и законности судебного постановления.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 24 декабря 2015 года Минприроды Ульяновской области не обладало полномочиями по определению порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области, поскольку региональные нормативные правовые акты, действующие на момент издания Приказа, не предусматривали право этого органа исполнительной власти осуществлять правовое регулирование в названной выше сфере общественных отношений.

Судебная коллегия находит вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

Согласно статьям 24 и 27 Устава Ульяновской области Правительство Ульяновской области является постоянно действующим органом исполнительной власти Ульяновской области, формирует иные органы исполнительной власти Ульяновской области.

Постановлением Губернатора Ульяновской области от 7 июля 2005 года N 161 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ульяновской области" в структуру исполнительных органов государственной власти Ульяновской области включено Минприроды Ульяновской области.

Статьей 3 Закона Ульяновской области от 30 декабря 2005 года N 158-ЗО "О системе исполнительных органов государственной власти Ульяновской области" предусмотрено, что органы исполнительной власти Ульяновской области, возглавляемые Правительством Ульяновской области, в установленной законодательством Российской Федерации и Ульяновской области сфере деятельности осуществляют нормативное правовое регулирование. Функции органов исполнительной власти области, права и обязанности, необходимые для их осуществления, определяются Правительством Ульяновской области и включаются в положения о соответствующих органах исполнительной власти.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 года N 452-П утверждено Положение о Минприроды Ульяновской области (далее - Положение о Минприроды Ульяновской области).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Во исполнение указанного федерального нормативного правового акта Правительство Ульяновской области постановлением от 6 июня 2006 г. N 180 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области.

После признания постановлением Правительства Ульяновской области от 11 августа 2015 г. N 386-П поименованного нормативного правового акта утратившим силу с 13 августа 2015 г. в Положение о Минприроды Ульяновской области внесены изменения, согласно которым утверждение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области с 1 января 2016 года является полномочием Минприроды Ульяновской области (постановление Правительства Ульяновской области от 26 октября 2015 года N 544-П).

Как следует из пункта 2 оспариваемого приказа Минприроды Ульяновской области, он вступает в силу также с 1 января 2016 г.

Таким образом, на момент утверждения Порядка, отдельные положения которого оспариваются, и на момент введения его в действие имелся региональный нормативный правовой акт уполномоченного органа исполнительной власти, предоставляющий Минприроды Ульяновской области такое право.

Суд первой инстанции приведенным региональным правовым предписаниям дал неправильное толкование, сделав ошибочное заключение об отсутствии у Минприроды Ульяновской области полномочия осуществлять правовое регулирование вопросов, связанных с платой за сброс сточных вод.

При таком положении решение суда нельзя признать законным, следовательно, оно подлежит отмене.

Поскольку суд первой инстанции обоснованность требований о противоречии конкретных оспариваемых норм Порядка не проверял, дело подлежит направлению в тот же суд для рассмотрения административного искового заявления по существу.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ульяновского областного суда от 31 августа 2016 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение заявленных требований по существу.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления