Актуальные документы
по состоянию на


Поиск по сайту

ЗАКОНЫ, КОДЕКСЫ
И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021)> Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги> Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.



 


Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги


Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 306-ЭС17-6930 по делу N А65-22631/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 218, 249, 290, 395, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 46, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги, признав доводы заявителя о самостоятельном содержании общего имущества многоквартирного дома несостоятельными.


Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 N 307-ЭС17-3524 по делу N А42-9918/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков в виде упущенной выгоды. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что убытки возникли в связи с несвоевременным внесением гражданами платы за услуги.

Применив положения статей 15, 393, пункта 1 статьи 971, пункта 1 статьи 1105, статьи 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не установив в спорный период наличие письменных мотивированных претензий принципала относительно ненадлежащего выполнения условий договора по взысканию задолженности с граждан агентом, придя к выводу, что убытки возникли в связи с несвоевременным внесением гражданами платы за услуги, признав недоказанным размер убытков, суд округа судебные акты отменил, в иске отказал.


Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 307-КГ17-5968 по делу N А56-31404/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, установив, что предписание выдано уполномоченным органом, исходя из доказанности факта неверно произведенного товариществом расчета платы за коммунальные услуги вследствие использования им неправильных данных о площади жилых помещений, пришли к выводу о том, что выданное жилищной инспекцией предписание соответствует требованиям законодательства.

В своих выводах суды руководствовались статьями 20, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.


Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 310-ЭС17-6627 по делу N А14-17743/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту, пени. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку факт непредставления истцом платежных документов на оплату оказанных услуг не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, от исполнения его обязанности по оплате фактически оказанных услуг.

Суд округа, применив положения статей 290, 249, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36, статей 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, учитывая, что факт наличия неисполненного обязательства ответчика перед истцом по оплате фактически полученных услуг, а также факт нарушения обществом "Стел-С" сроков оплаты оказанных услуг установлен судом первой инстанции и не оспаривался ответчиком, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания пени в заявленном размере в порядке части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 21.01.2013 по 15.12.2015, определенный в соответствии с условиями пункта 4.5 договора.


Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 303-ЭС17-6037 по делу N А73-7516/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из установленного факта поставки энергоресурса, обязанности ответчика как лица, представляющего собственника помещения и потребителя коммунального ресурса, по его оплате и отсутствия доказательств данной оплаты.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 210, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 153, частью 11 статьи 155, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.


Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 305-ЭС17-5832 по делу N А40-15572/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о понуждении к заключению договора на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, суды пришли к правильному выводу о том, что нормами гражданского и жилищного законодательства не предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах заключать договор с управляющей компанией; при этом незаключение собственниками помещений договоров с управляющей организацией не освобождает их от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по оплате оказанных управляющей компанией услуг.

Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 158, Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.


Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 306-ЭС17-5321 по делу N А55-19089/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что истец как собственник помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества дома.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями статей 210, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.


Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 307-ЭС17-5131 по делу N А56-83779/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды установили, что многоквартирный дом, в котором находятся спорные помещения, оборудован общедомовым прибором учета, в принадлежащем истцу помещении индивидуальный прибор учета энергии отсутствует, исходя из данных обстоятельств суды признали правомерным расчет задолженности за тепловую энергию, произведенный истцом.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 210, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 153, частью 4 статьи 154, частью 1 статьи 157, частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне ответчика.


Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 69-АПГ17-4 Об оставлении без изменения решения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2016, которым отказано в признании недействующими приложений N 1, 2 к приказу Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2015 N 58-нп "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".

Выводы суда об экономической обоснованности оспариваемого правового регулирования соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями статей 153 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года N 41/пр, возлагающими на граждан и организаций обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и содержащими структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме, размер этой платы, а также принципы установления минимального размера взноса на капитальный ремонт.


Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N АПЛ17-124 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N АКПИ16-1300 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими о признании недействующими абзаца первого пункта 1, абзаца четвертого пункта 3, пункта 7, подпункта "в" пункта 9, подпункта "а" пункта 21, пунктов 40, 43 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.

Ш.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими абзац первый пункта 1, абзац четвертый пункта 3, пункт 7, подпункт "в" пункта 9, подпункт "а" пункта 21, пункты 40, 43 Правил, ссылаясь на их противоречие пункту 4 части 2 статьи 65, пункту 5 части 1 статьи 67, части 1 статьи 153, пункту 3 части 1 статьи 154, части 1 статьи 157, частям 2.1 - 2.3 и 12 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и на то, что они нарушают его права как нанимателя жилого помещения по договору социального найма.


Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N АКПИ15-957

Подпункт "б" оспариваемого пункта Положения к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.


"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015) (Извлечение)

ОТВЕТ. В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.


<Письмо> Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")

Если в течение года корректировки произошла смена потребителя коммунальных услуг по отоплению, исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).


Приказ Минстроя России от 28.01.2016 N 41/пр (ред. от 30.03.2017) "Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности"

в случаях приобретения в собственность гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями помещений в многоквартирных домах в период после их включения в региональную программу (пункт 5 части 2 статьи 153, часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), - с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме. При этом при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником помещения обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.


Приказ Минстроя России от 10.02.2014 N 43/пр (ред. от 30.11.2015) "Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности"

в случаях приобретения в собственность гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями помещений в многоквартирных домах в период после их включения в региональную программу (пункт 5 части 2 статьи 153, часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), - с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме. При этом при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником помещения обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.


Приказ Минстроя России от 30.11.2015 N 865/пр "О внесении изменений в методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом Минстроя России от 10 февраля 2014 г. N 43/пр и признании утратившим силу приказа Минстроя России от 14 июля 2015 г. N 501/пр"

в случаях приобретения в собственность гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями помещений в многоквартирных домах в период после их включения в региональную программу (пункт 5 части 2 статьи 153, часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), - с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме. При этом при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником помещения обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.


<Письмо> Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 "О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг"

В этой связи Роспотребнадзор считает необходимым отметить, что, по мнению Федеральной службы, при сопоставлении соответствующих положений указанного раздела (в частности, ч. 2 ст. 153) с нормами, содержащимися в параграфе 6 "Энергоснабжение" Главы 30 ГК РФ (в частности, в ст. 544), последние должны носить диспозитивный характер, что, однако, не исключает (по формальным признакам) их различное толкование в процессе правоприменения.


<Письмо> ФАС России от 18.12.2013 N АЦ/51348/13 (с изм. от 22.05.2014) "Рекомендации по вопросам, связанным с квалификацией действий организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными жилыми домами, при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства"

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лиц, указанных в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).


<Письмо> ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12780@ "О предоставлении профессионального налогового вычета"

Кроме того, перечень лиц, указанных в пункте 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и не включает в себя индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, таким образом, законодатель не вменяет обязанность по уплате коммунальных платежей адвокатскому кабинету, следовательно, данные платежи не являются расходами, связанными с осуществлением адвокатским кабинетом своей деятельности, непосредственно не связаны с получением доходов от осуществления адвокатской деятельности, осуществляемой индивидуально, то есть не могут быть учтены адвокатом при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.


Письмо Минрегиона РФ от 06.03.2009 N 6175-АД/14 <Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда>

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение урегулирован в части 1 статьи 37, части 2 статьи 39, разделе VII Кодекса, а также в пункте 17 и разделе III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила). Регулирование порядка расчета и внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений и собственниками помещений в многоквартирном доме органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Кодекса (в частности, статьями 13, 14, 153 - 158) не предусмотрено.


Популярные статьи и материалы

(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты