Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 74-АПГ17-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2017 г. N 74-АПГ17-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бутковского П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска об оспаривании статьи 1 в части и части 5 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1248-З N 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

5 декабря 2013 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят и в этот же день Президентом Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) 1248-З N 51-V "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)". Первоначальный текст данного Закона Республики Саха (Якутия) официально опубликован 20 декабря 2013 года в издании "Ил Тумэн" N 52.

17 июня 2015 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят и в этот же день Главой Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) 1486-З N 529-V "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)". Данный закон Республики Саха (Якутия) официально опубликован 7 июля 2015 года в издании "Якутские ведомости" N 24.

15 июня 2016 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят и в этот же день Главой Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) 1674-З N 901-V "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)". Данный закон опубликован 8 июля 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" (в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года 1486-З N 529-V и от 15 июня 2016 года 1674-З N 901-V) в Республике Саха (Якутия) запрещается розничная продажа алкогольной продукции с 20 часов до 14 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесенных к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Согласно части 5 статьи 2 указанного закона Республики Саха (Якутия) (введенной Законом Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 года 1486-З N 529-V) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

Бутковский П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. обратились в суд с административным иском о признании недействующими статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" в части указания в этой норме на предприятия общественного питания, отнесенные к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", а также части 5 статьи 2 этого же закона Республики Саха (Якутия).

В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на противоречие оспариваемых норм Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях (Москва, 13 марта 1992 года) и межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года N 1676-ст, а также абзацу одиннадцатому пункта 2, положениям пункта 5 статьи 16 Федерального закона 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и абзацу первому части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Бутковский П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного заключения прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доводы административных истцов являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права. При рассмотрении и разрешении административного дела суд установил, что нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормы Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)" не противоречат.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда первой инстанции согласна.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно абзацу второму пункта 1 данного федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Статьей 3 этого же федерального закона предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В статье 16 указанного федерального закона закреплены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1, абзацами пятым, седьмым и одиннадцатым пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях). Также не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом пункта 2, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Анализ абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать любые дополнительные, то есть не предусмотренные статьей 16 этого федерального закона, ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции в таких местах, как предприятия общественного питания, не отнесенные к типу "ресторан" в соответствии с межгосударственным стандартом, а также в таких местах, как торговые объекты, расположенные в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что те дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, которые оспариваются по настоящему административному делу, относятся к дополнительным ограничениям условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, установлены органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и нормы оспариваемого закона Республики Саха (Якутия), в которых указанные ограничения приведены, признаны недействующими быть не могут.

Являются обоснованными и суждения суда первой инстанции о том, что часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает возможность ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", предоставляющий органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

Также суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции не могут рассматриваться как дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов в сфере торговой деятельности, поскольку органы государственной власти Республики Саха (Якутия) реализовали предоставленное им полномочие устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, поэтому оспариваемые нормы закона Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не противоречат.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм закона Республики Саха (Якутия) соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях и межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" суд первой инстанции признал несостоятельными правильно. Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, изложены в решении суда.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку. Оснований не согласиться с данной оценкой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутковского П.П., Котенко И.В. и Матвеенко И.В. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления