Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.07.2018 N 37-АПГ18-3

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июля 2018 г. N 37-АПГ18-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьяковой Натальи Александровны о признании не действующим в части Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 15 августа 2014 года N 30-05-РС, и изменений к нему от 27 августа 2015 года N 39-04-РС по апелляционной жалобе Третьяковой Н.А. на решение Орловского областного суда от 15 февраля 2018 года, которым административное исковое заявление Третьяковой Н.А. удовлетворено в части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Третьяковой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Третьякова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2 решения Знаменского районного Совета народных депутатов от 15 августа 2014 года N 30-05-РС, пунктов 14 и 16 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 15 августа 2014 года N 30-05-РС, а также пунктов 1.2, 1.3, Приложения N 1 и N 2 изменений к нему, утвержденных решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 27 августа 2015 года N 39-04-РС, в части распространения данных актов на правоотношения, возникшие до вступления их в силу, ссылаясь на то, что ранее она замещала главную должность муниципальной службы - начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Знаменского района.

По мнению административного истца, оспариваемые нормы, которыми предусмотрен перерасчет размера пенсии за выслугу лет после ее назначения, ухудшают ее положение, поскольку отменяют права, приобретенные в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, а также противоречат статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 22, 23, 25 Федерального закона от 15 января 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статье 15 Закона Орловской области от 4 июня 2012 года N 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области".

Третьякова Н.А. полагала, что действие оспариваемого Положения неправомерно распространено на правоотношения, возникшие до его принятия. В результате принятия указанных нормативных правовых актов назначенная ей 6 апреля 2012 года пенсия за выслугу лет в размере 9 649 рублей 07 копеек периодически уменьшается при изменении размера (индексации) пенсии по старости и по состоянию на 1 февраля 2016 года составляет 5 821 рубль 34 копейки, несмотря на то, что пенсия за выслугу лет была назначена ей бессрочно.

Также указывала, что решением от 27 августа 2015 года N 39-04-РС утверждена форма справки об установленном размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) (Приложение N 1) и согласие на обработку персональных данных (Приложение N 2), предоставление которых необоснованно возложено на лиц, которым пенсия за выслугу лет назначена до его принятия, а в случае отсутствия таковых выплата уже назначенной пенсии за выслугу лет неправомерно приостанавливается.

Решением Орловского областного суда от 15 февраля 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 16 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 15 августа 2014 года N 30-05-РС. В удовлетворении остальной части административного иска Третьяковой Н.А. отказано.

На Знаменский районный Совет народных депутатов Орловской области возложена обязанность обнародовать, а на администрацию Знаменского района Орловской области - разместить на официальном интернет-сайте района сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С администрации Знаменского района Орловской области в пользу Третьяковой Н.А. взысканы судебные расходы в размере 23 500 рублей.

В апелляционной жалобе Третьякова Н.А. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы Третьяковой Н.А. Администрацией Знаменского района Орловской области и прокурором, участвовавшем в административном деле, представлены письменные возражения.

Знаменский районный Совет народных депутатов Орловской области и администрация Знаменского района Орловской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 *** Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловского области от 15 августа 2014 года N 30-05-РС утверждена новая редакция Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области.

Пунктом 2 названного решения признаны утратившими силу:

- решение Знаменского районного Совета народных депутатов от 19 марта 2010 года N 26-04-РС "Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области";

- решение Знаменского районного Совета народных депутатов от 27 февраля 2012 года N 11-03-РС "О внесении изменений в Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденное решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 19 марта 2010 года N 26-04-РС".

Пунктом 16 данного Положения установлен порядок и сроки перерасчета пенсии за выслугу лет по указанным в пункте 14 Положения основаниям.

В свою очередь, пунктом 14 Положения предусмотрено, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случаях:

а) изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности),

б) при централизованном повышении денежного содержания лиц, замещающих муниципальную должность, должности муниципальной службы,

в) изменения порядка исчисления размера пенсии.

Затем 27 августа 2015 года Знаменским районным Советом народных депутатов Орловской области принято решение N 39-04-РС "О внесении изменений в Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области".

Пунктом 1.2 Решения Раздел 5 Положения дополнен пунктами 18.1 и 18.2, предусматривающими, что в случае отсутствия информации о размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) в Администрации Знаменского района по обстоятельствам, не зависящим от Администрации Знаменского района, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается с даты изменения размера трудовой пенсии по старости, либо размера трудовой пенсии по инвалидности до получения соответствующей информации (пункт 18.1). Получатель пенсии за выслугу лет обязан в 5-дневный срок сообщить в комиссию о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размера, прекращение или возобновление пенсии за выслугу лет.

Пунктом 1.3 Решения исключен из Раздела 3 Положения пункт 9, которым предусматривалось, что пенсия за выслугу лет назначается распоряжением Администрации с первого числа месяца, в котором гражданин, замещавший муниципальную должность, должность муниципальной службы обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости пожизненно, к пенсии по инвалидности - на срок назначения указанной пенсии.

Кроме того, этим решением утверждена форма справки об установленном размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) (Приложение N 1), и изложена в новой редакции форма согласия на обработку персональных данных (Приложение N 2).

Таким образом, несмотря на то, что на официальном сайте административного ответчика не размещен полный текст Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 15 августа 2014 года N 30-05-РС, с изменениями, внесенными решением того же Совета народных депутатов от 27 августа 2015 года, требования административного истца в силу разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 N 48 (в редакции от 9 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" фактически сводятся к оспариванию вышеназванного нормативного правового акта органа местного самоуправления в новой редакции.

Проверив полномочия органа, форму и вид оспариваемых актов, процедуру их принятия и порядок опубликования (обнародования), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты Знаменского районного Совета народных депутатов приняты в пределах предоставленных данному органу полномочий, обнародованы в установленном законом порядке и соответствуют требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Судом установлено, что Третьякова Н.А. замещала муниципальную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Знаменского района Орловской области до 5 апреля 2012 года. С 6 апреля 2012 года она является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее муниципальную должность администрации Знаменского района Орловской области. 6 апреля 2012 года ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере 9 649 рублей 07 копеек, размер которой в результате перерасчета на основании оспариваемого Положения по состоянию на 1 февраля 2016 года уменьшился и составил 5 821 рубль 34 копейки.

Разрешая заявленные требования административного истца, суд, сославшись на положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, а также на соответствующие постановления Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое Третьяковой Н.А. Положение в части указаний о возможности перерасчета ранее установленного размера пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, не может рассматриваться как нарушающее ее право на пенсионное обеспечение.

При этом суд верно указал, что представительный орган местного самоуправления, установив порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным в рамках системы обязательного пенсионного страхования пенсиям по старости (инвалидности), вправе корректировать правила исчисления такой пенсии за выслугу лет, а также производить ее перерасчет.

В то же время Судебная коллегия отмечает, что при осуществлении перерасчета пенсии за выслугу лет компетентный орган должен учитывать положения Федерального закона от 15 января 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", регламентирующие основания и порядок перерасчета размера пенсий за выслугу лет (статьи 14, 21, 22).

Указанные в этих статьях Федерального закона N 166-ФЗ общие требования к перерасчету размера пенсий за выслугу лет могли быть применены при оспаривании фактического перерасчета пенсии за выслугу лет, примененного в отношении административного истца, на несогласие с которым ссылается Третьякова Н.А. Однако в рамках данного дела об оспаривании вышеуказанного нормативного правового акта органов местного самоуправления такие требования не заявлялись и не могли быть заявлены. В связи с этим подлежал отклонению и ее довод о том, что в связи с принятием оспариваемого Положения отменяются ее права, приобретенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Отказывая в части административных исковых требований о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3, Приложений N 1 и N 2, утвержденных решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 27 августа 2015 года N 39-04-РС, суд пришел к верному выводу о том, что данные нормы не имеют противоречий с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Признавая не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 16 Положения, суд обоснованно исходил из того, что указанный пункт был изложен в двух различных редакциях, при этом в оригинале Положения, находящегося в деле районного Совета, пункт 16 состоит из 3 абзацев, аналогичная редакция данного пункта содержалась и на официальном сайте администрации Знаменского района Орловской области, а в общем доступе в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" размещена его редакция, состоящая из 6 абзацев.

Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда о признании не действующим в части нормативного правового акта с момента вступления решения суда в законную силу с учетом установленных обстоятельств применения оспариваемых положений согласуется с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и является правильным.

Исходя из вышеизложенного оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

В апелляционной жалобе административным истцом заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела в апелляционном порядке.

Поскольку апелляционная жалоба Третьяковой Н.А. не подлежит удовлетворению, основания для взыскания в ее пользу судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в апелляционной инстанции, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Орловского областного суда от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Третьяковой Натальи Александровны - без удовлетворения.

В удовлетворении заявления Третьяковой Н.А. о взыскании судебных расходов отказать.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления