ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 августа 2019 г. N 5-АПА19-73
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" на решение Московского городского суда от 21 мая 2019 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 10275, 10276, 10278, 10324, 10253, 10255, 10256, 10264, 10329 и 11233 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 рода N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" Безуглова В.Э. и Лемберг Е.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы Борисовой К.И. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
В настоящее время постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП действует в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, которым Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2019 года, и в пункты 10275, 10276, 10278, 10324, 10253, 10255, 10256, 10264, 10329 и 11233 Перечня включены следующие здания (соответственно):
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1085, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1086, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 2;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1088, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 4;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1162, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 18;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1010, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 11;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 14;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1013, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 12;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:1053, расположенное по адресу: г. Москва, ул. М. Семеновская, д. 28, стр. 8;
- с кадастровым номером 77:03:0003013:3616, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Измайловская, д. 5А;
- с кадастровым номером 77:03:0005015:1087, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Измайловская, д. 121.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечня на 2019 год, ссылаясь на то, что является собственником перечисленных выше объектов капитального строительства и их включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, привело к увеличению налоговой нагрузки, тогда как правовых оснований для включения зданий в Перечень не имелось, поскольку они не обладают теми признаками, что определены положениями статьи Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 21 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4).
В соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащие административному истцу здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 77:03:0003013:4113 и 77:03:0005015:7, виды разрешенного использования которых - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (1.2.9), земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (1.2.5)" и "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7); образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))" - предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и торговых объектов, что в силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объектов недвижимости в оспариваемые пункты Перечня на 2019 год.
Данные выводы суда в части включения зданий с кадастровыми номерами 77:03:0003013:1010, 77:03:0003013:1012, 77:03:0003013:1013, 77:03:0003013:1053, 77:03:0003013:1085, 77:03:0003013:1086, 77:03:0003013:1088, 77:03:0005015:1087 в пункты 10275, 10276, 10278, 10253, 10255, 10256, 10264 и 11233 Перечня на 2019 год соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, в том числе кадастровыми паспортами на здания и выписками из ЕГРН на земельные участки, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Доводы жалобы о том, что названные здания не используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правового значения не имеют, поскольку здания включены в Перечень на 2019 год исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, а не по критерию их фактического использования.
Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о включении зданий с кадастровыми номерами 77:03:0003013:1162, 77:03:0003013:3616 в пункты 10324 и 10329 Перечня на 2019 год по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003013:4113 от 11 ноября 2016 года, выписке из ЕГРН на этот же земельный участок от 18 апреля 2019 года здания с кадастровыми номерами 77:03:0003013:1162, 77:03:0003013:3616 на указанном земельном участке не расположены. Представленные выписки из ЕГРН и техническая документация на здания данных о том, на каком земельном участке находятся эти здания, также не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, включение зданий с кадастровыми номерами 77:03:0003013:1162, 77:03:0003013:3616 в оспариваемые пункты Перечня по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, является преждевременным.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Московского городского суда от 21 мая 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 10324 и 10329 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Принять в этой части новое решение, которым признать пункты 10324 и 10329 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, не действующими с 1 января 2019 года.
В остальной части решение Московского городского суда от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------