Законодательство РФ

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.08.2023 N АПЛ23-291

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 августа 2023 г. N АПЛ23-291

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Зинченко И.Н., Тютина Д.В.

при секретаре Иванове В.Н.

с участием прокурора Клевцовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Мономер" о признании недействующими Основных правил использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ на р. Волге, утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 г. N 596, пункта 3 раздела I "Характерные уровни водохранилищ (у плотин)" таблицы 2, пунктов 3.13, 3.14 и таблицы 6 данных правил

по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества "Мономер" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2023 г. по делу N АКПИ23-310, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новицкой Н.А. и Федерального агентства водных ресурсов Бачериковой С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР приказом от 11 ноября 1983 г. N 596 утвердило Основные правила использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ на р. Волге (далее - Основные правила).

Основные правила, устанавливая режим использования водных ресурсов, в пункте 3 раздела I "Характерные уровни водохранилищ (у плотин)" таблицы 2 содержат значения параметров нормального предполоводного уровня сработки (УНС) для Рыбинского и Горьковского гидроузлов при прогнозе многоводных, средних и маловодных половодий.

Согласно пункту 3.13 Основных правил водные ресурсы Рыбинского и Горьковского водохранилищ используются в интересах энергосистемы таким образом, чтобы обеспечить к началу половодья сработку полезных емкостей этих водохранилищ в соответствии с регламентированными уровнями, указанными в таблице 2 (пункты 1, 4). В интересах рыбного хозяйства рекомендуется осуществлять зимнюю сработку равномерно: для Рыбинского водохранилища с интенсивностью 2 - 5 см, для Горьковского с интенсивностью 5 - 10 см в сутки. При аварийной ситуации в Единой энергосистеме СССР допускается, в порядке исключения, в отдельные дни сработка Горьковского водохранилища до 15 см в сутки.

Пункт 3.14 Основных правил закрепляет, что суточное и недельное регулирование мощности Рыбинской и Горьковской гидроэлектростанций может проводиться при соблюдении ограничений, связанных с обеспечением обязательных санитарных попусков и неподтопляемости промышленных предприятий и населенных пунктов, находящихся в нижних бьефах гидроузлов. Интенсивность измерения турбинных расходов не регламентируется и предупреждения об этом не даются.

Характеристика обязательных ограничений приведена в таблице 6 Основных правил, которая содержит наименование ограничений: санитарные попуски (в среднем за сутки) в нижние бьефы гидроузлов; минимальные уровни воды в нижних бьефах гидроузлов; максимальные уровни воды в нижних бьефах гидроузлов; максимальные напоры на сооружения гидроузлов, единицы измерения и характеристики ограничений для Рыбинского и Горьковского гидроузлов.

Садоводческое некоммерческое товарищество "Мономер" (далее также - СНТ "Мономер") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Основных правил, пункта 3 раздела I "Характерные уровни водохранилищ (у плотин)" таблицы 2, пунктов 3.13, 3.14 и таблицы 6 данных правил.

В обоснование заявленного требования СНТ "Мономер" сослалось на несоответствие оспариваемых положений статьям 35, 42 Конституции Российской Федерации, статье 45 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент), Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений), своду правил СП 58.13330.2012 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 623 (далее - свод правил СП 58.13330.2012), нарушение прав и законных интересов административного истца на защиту собственности от негативного воздействия воды, права на благоприятную окружающую среду и права на ведение хозяйственной деятельности.

Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что в период с 29 января 2020 г. по 7 февраля 2020 г. в границах г. Ярославля и Ярославского района произошло затопление приусадебных участков, жилых домов и Волжской набережной, в том числе участков СНТ "Мономер", вследствие регулирования сбросов воды в зимний период в условиях ледостава и паводка в соответствии с Основными правилами. Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 22 июня 2022 г. по иску собственника земельного участка в СНТ "Мономер" к департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов о взыскании денежных средств отказано ввиду отсутствия доказательств совершения ответчиками действий (бездействия), не соответствующих действующему правовому регулированию.

Административные ответчики Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) в письменных возражениях административный иск не признали, указав, что Основные правила изданы полномочным органом в пределах его компетенции, оспариваемые предписания не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления СНТ "Мономер" отказано.

В апелляционной жалобе СНТ "Мономер" просит отменить решение суда первой инстанции в части выводов об отсутствии противоречия Основных правил Конституции Российской Федерации, водному законодательству, а также иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; признать оспариваемый правовой акт нарушающим права, законные интересы граждан, и требующим приведения его в соответствие с системой нормативных правовых актов в сфере регулирования уровня сброса воды с гидроузлов, в том числе во избежание негативного воздействия воды. Ссылается на то, что оспариваемые нормы устарели, определяют лишь уровни сброса воды, но не допустимые объемы разовых сбросов воды, в связи с чем в должной мере не регулируют правоотношения в сфере их применения.

Минприроды России, Росводресурсы в письменных возражениях не согласились с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Административный истец в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Рассматривая и разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции выполнил приведенные законоположения и пришел к обоснованному выводу о том, что Основные правила в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а следовательно, не нарушают прав и законных интересов СНТ "Мономер" в упоминаемых им аспектах, что подтверждается следующим.

Статья 79 Водного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 30 июня 1972 г. (утратил силу в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ), предусматривала, что порядок эксплуатации водохранилищ определялся правилами, утверждаемыми органами по регулированию использования и охране вод для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами.

На день утверждения Основных правил в соответствии с подпунктом "у" пункта 6 Положения о Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1972 г. N 85, названное министерство было наделено полномочиями по утверждению правил эксплуатации водохранилищ с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств.

Конституция Российской Федерации не устанавливает требования к опубликованию нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и РСФСР. В силу пункта 2 раздела второго Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей ей.

Основные правила содержат гриф "Для служебного пользования", что свидетельствует о наличии в нормативном правовом акте служебной информации ограниченного распространения, которая не подлежала опубликованию для всеобщего сведения.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Основные правила утверждены уполномоченным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и правил введения нормативного правового акта в действие.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания Основных правил в оспариваемой части отсутствует.

С 1 января 2007 г. действует Водный кодекс Российской Федерации, который в части 1 статьи 45 закрепляет, что использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Согласно части 2 названной статьи правилами использования водных ресурсов водохранилищ определяется режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов. Установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями этой статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Водного кодекса Российской Федерации правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать: характеристики гидроузла, водохранилища либо нескольких водохранилищ или каскада водохранилищ и их возможностей; основные параметры и характеристики водохранилища; состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений; основные характеристики водотока (режим поступления вод и режим стока вод, сведения о водосборной площади, границы водохранилища, регулирующего водный режим, координаты гидротехнических сооружений и величины потерь стока вод); требования о безопасности водоподпорных сооружений, образующих водохранилище, о безопасности жителей и безопасности хозяйственных объектов в прибрежной зоне водохранилища и на нижележащем участке водотока; объем водопотребления и другие параметры.

До утверждения в соответствии со статьей 45 Водного кодекса Российской Федерации правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, допускается применять разработанные и утвержденные до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации правила эксплуатации водохранилищ (статья 6.3 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").

Поскольку другого правового акта, который бы регулировал режим использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, не имеется, суд первой инстанции правомерно указал, что до утверждения соответствующих правил использования названных водохранилищ продолжают действовать Основные правила.

Положения Основных правил, которые оспорил административный истец, определяют: нормальный предполоводный уровень сработки (УНС) Рыбинского и Горьковского гидроузлов при прогнозе многоводных, средних и маловодных половодий (пункт 3 раздела I "Характерные уровни водохранилищ (у плотин)" таблицы 2); требования к обеспечению использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ к началу половодья в соответствии с регламентированными в пунктах 1, 4 таблицы 2 уровнями (пункт 3.13); требования к суточному и недельному регулированию мощности Рыбинской и Горьковской гидроэлектростанций с соблюдением ограничений, связанных с обеспечением обязательных санитарных попусков и неподтопляемости промышленных предприятий и населенных пунктов, находящихся в нижних бьефах гидроузлов, характеристики которых (санитарные попуски (в среднем за сутки) в нижние бьефы гидроузлов, минимальные и максимальные уровни воды в нижних бьефах гидроузлов, максимальные напоры на сооружения гидроузлов, приведены в таблице 6 (пункт 3.14).

Проект Основных правил, как следует из их введения, разработан институтом "Гидропроект" им. С.Я. Жука на основании материалов имеющихся проектных проработок с учетом опыта эксплуатации гидроузлов и использования водных ресурсов р. Волги, прошел согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. Окончательная редакция Основных правил выполнена Управлением по регулированию использования водных ресурсов Минводхоза РСФСР.

Оспариваемые параметры нормальных подпорных уровней предполоводной сработки, минимально допустимые в зимний период, а также санитарных попусков (в среднем за сутки) в нижние бьефы гидроузлов, минимальных, максимальных уровней воды в нижних бьефах гидроузлов, максимальных напоров на сооружения гидроузлов, отраженные в Основных правилах, являются результатом проектных расчетов пропускной способности и устойчивости гидротехнических сооружений.

Не соглашаясь с оспариваемыми положениями, СНТ "Мономер" фактически оспаривает характерные уровни Рыбинского и Горьковского водохранилищ, в том числе минимальные и максимальные в нижних бьефах гидроузлов водохранилищ, то есть параметры, с которыми названные объекты вводились в промышленную эксплуатацию, соответствующие их техническим проектам, учитывающие расчет пропускной способности и устойчивости гидротехнических сооружений.

Отступление от требований об отметках сброса воды и установленных ограничений, обусловленных проектной документацией, создает угрозу переполнения водохранилищ и разрушения плотин гидроузлов.

Проанализировав содержание пункта 3 раздела I "Характерные уровни водохранилищ (у плотин)" таблицы 2, пунктов 3.13, 3.14 и таблицы 6 Основных правил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные нормы ни Техническому регламенту, ни Закону о безопасности гидротехнических сооружений (на что ссылался административный истец в обоснование административного иска) не противоречат.

Доводы СНТ "Мономер" о несоответствии оспариваемых предписаний Техническому регламенту суд первой инстанции правильно признал несостоятельными, поскольку данный закон, как следует из его части 3 статьи 3, не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

Свод правил СП 58.13330.2012 утратил силу в связи с изданием приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 811/пр, утвердившего новый свод правил СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения" (далее - свод правил СП 58.13330.2019), и в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В действующий перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815, свод правил СП 58.13330.2019 не включен.

Каких-либо новых доводов, которые не проверялись в суде первой инстанции и не получили надлежащую оценку, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований полагать, что Основные правила в оспариваемой части нарушают права, закрепленные статьями 35, 42 Конституции Российской Федерации, на что указано в апелляционной жалобе, не имеется, так как оспариваемый акт определяет режим использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, в том числе режим их наполнения и сработки, направлен на предотвращение чрезвычайной ситуации, обеспечение надлежащего функционирования водохранилищ и не затрагивает существо конституционных гарантий защиты собственности и права на благоприятную окружающую среду, закрепленных в данных статьях Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал названные доводы административного истца несостоятельными.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что оспариваемые параметры Основных правил устарели и перестали быть актуальными, по сути, сводятся к необходимости изменения правового регулирования в рассматриваемой сфере. Однако вопрос о принятии нормативных правовых актов, внесении в них изменений и дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти и суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, по правилам административного судопроизводства не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования, за исключением случаев, непосредственно указанных в федеральном законе (часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

То обстоятельство, что СНТ "Мономер" связывает причинение ущерба его имуществу с установленным режимом использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда, которым в порядке абстрактного нормоконтроля проверено и подтверждено соответствие оспариваемых положений Основных правил нормативным правовым актам, регулирующим водные отношения и имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены судом первой инстанции правильно, в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных положений мотивированны, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Мономер" - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии

И.Н.ЗИНЧЕНКО

Д.В.ТЮТИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления