Законодательство РФ

Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Основ государственной культурной политики"

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной культурной политики.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

24 декабря 2014 года

N 808




Утверждены

Указом Президента

Российской Федерации

от 24 декабря 2014 г. N 808

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы развития сферы культуры в Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации.

Государственная культурная политика реализуется в целях обеспечения соблюдения конституционных прав граждан в сфере культуры, в том числе права на доступ к культурным ценностям, сохранения исторического и культурного наследия, а также достижения целей и выполнения задач в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.


I. Введение

Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни многонационального и многоконфессионального российского общества.

Накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом веками строилась российская государственность и формировалась общероссийская гражданская идентичность. Основой общероссийской гражданской идентичности является исторически сложившаяся система российских духовно-нравственных ценностей, объединяющая самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография - достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и в мире. Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.

Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире благодаря привлекательности российской системы ценностей.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить дальнейшее развитие потенциала общества и личности, сохранение гражданского единства, защиту национальных интересов, достижение национальных целей развития Российской Федерации. Главным условием их реализации является формирование нравственной, социально ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро российской самобытности.

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.


II. Основания для выработки государственной

культурной политики

1. Конституция Российской Федерации закрепляет статус культуры как уникального наследия многонационального народа Российской Федерации, поддерживаемого и охраняемого государством, и уполномочивает Правительство Российской Федерации на обеспечение проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры.

2. Перед Российской Федерацией стоит задача сбережения народа России, сохранения фундаментальных ценностей и принципов, на которых основано единство российского общества, обеспечения дальнейшего развития страны как социального государства, гарантирующего защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни граждан.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

3. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа Российской Федерации;

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

4. Ряд недружественных государств, международных организаций и транснациональных корпораций, иностранных неправительственных организаций, а также различные экстремистские и террористические организации ведут деятельность, направленную на подрыв культурного суверенитета Российской Федерации, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе способствующую обострению конфликтов в глобальном информационном пространстве.

5. Государственная культурная политика охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, социальные и гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное культурно-гуманитарное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.

6. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждаются в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии социальных и гуманитарных наук и осуществляются при тесном взаимодействии государства и общества.


III. Общие положения

В настоящих Основах используемые понятия означают:

"культура" - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.);

"государственная культурная политика" - деятельность, осуществляемая органами публичной власти при участии институтов гражданского общества, направленная на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

"субъекты государственной культурной политики" - органы публичной власти, организации культуры, авторы и авторские сообщества, организации, осуществляющие образовательную и научную деятельность, институты гражданского общества, в том числе творческие союзы, организации, осуществляющие деятельность в области искусства, креативных (творческих) индустрий, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью;

"объекты государственной культурной политики" - материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи;

"культурная деятельность" - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества;

"духовная сфера" - система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии;

"менталитет, ментальность российского народа" - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам;

"культурное наследие" - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и другие объекты, произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, устное народное творчество, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, технологии народных художественных промыслов, уникальная система подготовки творческих кадров, художественного образования и эстетического воспитания граждан);

"сохранение культурного наследия" - обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия;

"информационная среда" - совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды;

"информационная грамотность" - знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые;

"креативные (творческие) индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества;

"культурный суверенитет" - совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

"гражданское общество" - совокупность граждан, принимающих активное участие в общественной жизни, и неформальных гражданских объединений, а также самостоятельных и организационно независимых от государства добровольных объединений (в том числе политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, профессиональных союзов, религиозных организаций, ассоциаций), созданных в целях реализации политических, профессиональных, культурных и иных общественно значимых интересов граждан.


IV. Цели государственной культурной политики

Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, и укрепление единства и сплоченности российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Целями государственной культурной политики также являются:

укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия;

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам;

обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации;

повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве.


V. Принципы государственной культурной политики

Принципами государственной культурной политики являются:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры институтам гражданского общества;

создание условий для воспитания и развития детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и защита интересов детей;

защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины;

сохранение культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, этнокультурного и языкового многообразия;

приоритетная государственная поддержка культурной деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и защиту исторической правды;

осуществление органами публичной власти контроля за деятельностью их должностных лиц на предмет соответствия финансируемых мероприятий целям, задачам и принципам государственной культурной политики.


VI. Задачи государственной культурной политики


В области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

Поддержка общественных инициатив, благотворительных проектов и добровольческого движения в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях.

Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.

Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, в том числе поддержка общественных организаций, занимающихся сохранением традиционной народной культуры.

Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.

Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Абзац утратил силу с 25 января 2023 года. - Указ Президента РФ от 25.01.2023 N 35.

Сохранение народных художественных промыслов как основы этнокультурной самобытности и источника творческого потенциала народов Российской Федерации.

Сохранение и развитие исторических поселений.


В области осуществления всех видов культурной деятельности

Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства.

Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Содействие развитию профессиональной критики и журналистики.

Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности.

Государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе поддержка производства и проката национальных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей и взрослых, развитие знаний и компетенций, зрительской культуры, сохранение и популяризация отечественного кинематографического наследия.

Создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.

Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства.

Развитие государственной многоуровневой системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций.

Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств.

Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов искусства и народного творчества.

Создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ.

Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры.

Сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности.

Усиление роли организаций культуры (в том числе музеев, библиотек, архивов, театров, филармоний, концертных залов, домов культуры, цирков) и отраслевых образовательных организаций высшего образования в деле исторического и культурного просвещения и воспитания.

Переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры.

Создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства, упрощение порядка получения грантов организациями и лицами, осуществляющими культурно-просветительскую деятельность.

Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем:

создания законодательных, организационных и финансовых механизмов для развития межрегионального и межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия;

развития инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов, многофункциональных культурных центров и иных культурно-досуговых учреждений;

развития системы гастрольно-выставочной деятельности;

развития книгоиздания и книгораспространения, совершенствования инфраструктуры чтения;

использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Вовлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в культурную жизнь общества.

Формирование государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение общероссийской гражданской идентичности, противодействие социокультурным угрозам и экстремизму, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа.


В области социальных и гуманитарных наук

Приоритетное развитие социальных наук как наук об обществе и межличностных отношениях внутри него и гуманитарных наук как наук о человеке, его внутреннем мире, духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере социальных и гуманитарных наук.

Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере социальных и гуманитарных наук.


В области русского языка, языков народов Российской

Федерации, отечественной литературы и фольклора

Повышение качества владения гражданами России русским языком.

Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики.

Развитие системы подготовки преподавателей русского языка.

Повышение качества обучения русскому языку в системе общего и профессионального образования независимо от места проживания человека.

Развитие системы преподавания русского языка как иностранного.

Создание условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, для сохранения двуязычия и многоязычия граждан, проживающих в национальных республиках и регионах, для использования национальных языков в печатных и электронных средствах массовой информации.

Государственная поддержка переводов на русский язык произведений литературы и устного народного творчества, созданных на языках народов России, их издание и распространение на всей территории страны.

Организация и поддержка работ в области научного изучения русского языка и языков народов Российской Федерации, их грамматической структуры и функционирования, исследования устной и письменной речи, создания академических словарей, грамматик и электронных лингвистических корпусов.

Продвижение русского языка в мире, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышению интереса к русскому языку и русской культуре во всех странах мира.

Расширение присутствия русского языка в сети "Интернет", существенное увеличение в сети "Интернет" количества качественных ресурсов, позволяющих гражданам разных стран изучать русский язык, получать информацию о русской культуре и русском языке.

Поддержка современного литературного творчества, издания и распространения литературных журналов, привлечение писательского сообщества к пропаганде литературы, чтения и культурному просвещению граждан.

Поддержка научной работы по подготовке академических изданий классической литературы и фольклора, а также трудов по их изучению.

Сохранение традиций и развитие отечественной школы художественного перевода.

Принятие мер по возрождению интереса к чтению.

Расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, фольклора, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.

Сохранение книги как вида печатной продукции, развитие отечественной традиции искусства книги.

Создание условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.

Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности.


В области расширения и поддержки международных культурных

и гуманитарных связей

Поддержка в зарубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры.

Поддержка деятельности общественных организаций и объединений русскоговорящих граждан в зарубежных странах.

Расширение межгосударственного сотрудничества в области образования на русском языке в зарубежных странах и изучения русского языка как иностранного.

Расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, кинематографии, а также в сфере реализации совместных творческих проектов.

Поддержка деятельности профессиональных русистов за рубежом и славистов, переводчиков русской художественной литературы.

Содействие расширению взаимодействия и сотрудничества российских и зарубежных организаций культуры и организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры.

Содействие сотрудничеству российских общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран.

Поддержка международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.

Создание условий для популяризации за рубежом российской культуры, русского языка и литературы, в том числе для сохранения общероссийской гражданской идентичности соотечественников, проживающих за рубежом.

Принятие мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.


В области воспитания

Возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи.

Утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи.

Налаживание диалога между поколениями в масштабах общества.

Предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей.

Подготовка педагогических работников в области воспитания детей и молодежи.

Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан.

Повышение общественного статуса педагогического работника: утверждение в общественном сознании представления о педагогическом работнике как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета.

Вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры.

Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, в целях духовно-нравственного воспитания граждан.

Сохранение и развитие российских национальных систем, принципов и методов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи в области искусств, в том числе охрана и поддержка уникальной системы образования (дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, образовательные программы высшего образования в области искусств), а также профессионального становления и развития творческих способностей в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

Повышение доступности детской литературы, сохранение и развитие сети детских библиотек, приобщение детей и их родителей к лучшим произведениям отечественной и мировой литературы и искусства.

Принятие мер по созданию и распространению произведений искусства, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей.


В области просвещения

Поддержка государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры, в том числе:

гуманизация общего и профессионального образования;

выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, педагогическое и психологическое сопровождение таких детей в период получения ими образования, создание условий для реализации их творческого потенциала в профессиональной деятельности после получения образования;

утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности;

возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан;

распространение научных знаний (книгоиздание, сеть "Интернет", телевидение);

развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры.


В области детского и молодежного движения

Поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность, способствующую гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты.

Подготовка кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций. Поддержка создания таких организаций в целях осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи.


В области формирования информационной среды, благоприятной

для становления личности

Формирование информационной грамотности граждан.

Повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети "Интернет".

Повышение этической и эстетической ценности, профессионального уровня распространяемых государственными теле- и радиовещателями программ и продуктов.

Формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных библиотечных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку, общенациональный интерактивный энциклопедический портал, другие научно верифицированные источники знания и национальные электронные архивы по различным отраслям и сферам деятельности.

Создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в сети "Интернет".

Формирование безопасной информационной среды путем популяризации информационных ресурсов, с использованием которых распространяется достоверная информация и которые способствуют культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Совершенствование российских информационно-поисковых систем как средства интеллектуального и культурного развития личности.

Формирование государственного заказа на создание информационных материалов, распространяемых в средствах массовой информации, кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, соответствующих целям и задачам государственной культурной политики, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа.

Нейтрализация деструктивного информационно-психологического воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.


В области креативных (творческих) индустрий

Поддержка народных художественных промыслов и ремесел.

Определение приоритетных креативных (творческих) индустрий в каждом субъекте Российской Федерации с учетом особенностей и народных традиций, присущих конкретной территории (локальной идентичности), а также создание условий для развития таких креативных (творческих) индустрий.

Совершенствование системы образования и компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий.

Создание условий для производства, распространения и популяризации продукции отечественных креативных (творческих) индустрий как на внутреннем, так и на глобальном рынках.

Формирование благоприятной институциональной среды и расширение инфраструктуры для развития системы креативных (творческих) индустрий.

Создание в субъектах Российской Федерации новых рабочих мест в области креативных (творческих) индустрий.

Сохранение и развитие локальной идентичности в Российской Федерации.


VII. Комплексное совершенствование системы управления

В новейшей истории России задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, ставится впервые.

Принятие настоящих Основ исключительно как единичного акта не приведет к достижению поставленных целей и задач.

Новая система управления процессами культурного развития не отменяет, а встраивает в себя существующую систему управления сферой культуры. Целесообразность создания новых институций продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов.

Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и институтов гражданского общества в процесс трансформации системы управления.

Для разработки и реализации государственной культурной политики требуется обеспечить межведомственную координацию деятельности органов и организаций по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики.


Организационное, аналитическое и информационное

обеспечение разработки и реализации государственной

культурной политики

Создание координационного органа, к полномочиям которого относится подготовка предложений:

по выработке стратегических подходов к реализации государственной культурной политики;

по корректировке действующих и при необходимости принятию новых документов стратегического планирования;

по формированию эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

по мониторингу достижения целей государственной культурной политики, включая определение показателей, позволяющих оценивать эффективность ее реализации, критериев оценки деятельности органов публичной власти по реализации государственной культурной политики;

по обеспечению оценки мероприятий, документов, информационных и иных материалов в целях определения их соответствия целям, задачам и принципам государственной культурной политики;

по мониторингу выполнения государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих организацию мероприятий в сфере культуры, и планов мероприятий по реализации государственной культурной политики;

по обеспечению анализа деятельности российских и иностранных организаций и лиц, наносящих ущерб национальным интересам Российской Федерации в сфере культуры, разработке мер по противодействию их деятельности;

по информационному обеспечению реализации государственной культурной политики.


Ресурсное обеспечение разработки и реализации

государственной культурной политики

Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики осуществляется при участии Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, Президентского фонда культурных инициатив, Общероссийской общественно-государственной организации "Российский фонд культуры", Фонда Гуманитарных Проектов, Фонда поддержки гуманитарных наук "Моя история", автономной некоммерческой организации "Институт развития интернета".


VIII. Ожидаемые результаты реализации государственной

культурной политики

1. Результатами реализации государственной культурной политики должны стать:

повышение социокультурного потенциала российского общества;

содействие сбережению российского народа, рост общественной ценности и повышение статуса семьи, утверждение традиционных семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия;

увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей;

владение русским литературным языком, знание истории России, способность понимать и ценить искусство и культуру - как необходимые условия личностной реализации и социальной востребованности;

гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений, активизация культурного потенциала территорий;

качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции;

укрепление единства и сплоченности российского общества на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

обеспечение культурного суверенитета, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности.

2. Достижение целей государственной культурной политики требует проведения регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели.

3. Утратил силу с 25 января 2023 года. - Указ Президента РФ от 25.01.2023 N 35.

4. Оценка хода и результатов реализации государственной культурной политики отражается в ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации, представляемом Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации, ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, а также в докладах и отчетных документах федеральных органов исполнительной власти о социально-экономическом развитии Российской Федерации.

5. Положения настоящих Основ подлежат корректировке не реже одного раза в шесть лет.



Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления