Законодательство РФ

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 31.08.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 г. N 296

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2553-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 8054).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ




Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 апреля 2014 г. N 296

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"


ПАСПОРТ

государственной программы Российской Федерации

"Социальная поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


ПАСПОРТ

подпрограммы 1 "Обеспечение мер социальной поддержки

отдельных категорий граждан" государственной программы

Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


ПАСПОРТ

подпрограммы 2 "Модернизация и развитие социального

обслуживания населения" государственной программы

Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


ПАСПОРТ

подпрограммы 3 "Обеспечение государственной поддержки

семей, имеющих детей" государственной программы Российской

Федерации "Социальная поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


ПАСПОРТ

подпрограммы 4 "Повышение эффективности государственной

поддержки социально ориентированных некоммерческих

организаций" государственной программы Российской

Федерации "Социальная поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


ПАСПОРТ

подпрограммы 6 "Старшее поколение" государственной

программы Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


ПАСПОРТ

подпрограммы 7 "Обеспечение условий реализации

государственной программы Российской Федерации

"Социальная поддержка граждан"

Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


I. Стратегические приоритеты в сфере

государственной программы Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан"


1. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан"

В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.

Внедрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, расширяются возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 2-го ребенка (субсидия) для граждан, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа), реализуемые в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа).

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приняты и реализуются с 2019 года федеральные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".

В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в 2020 году в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) 1-го ребенка за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены 991,9 тыс. нуждающихся семей, в 2021 году - 1359,6 тыс. нуждающихся семей, в 2022 году - 1331,3 тыс. семей, в 2023 году за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - 1024,1 тыс. семей.

В целях реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, с 1 января 2019 г. осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости на Дальнем Востоке, в том числе предоставляются единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении 2-го ребенка. В 2021 году 39 тыс. семей предоставлены дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке. В 2022 году дополнительными мерами поддержки охвачено 38 тыс. семей. В 2023 году дополнительными мерами поддержки охвачено 34,6 тыс. семей.

С 1 января 2007 г. Пенсионным фондом Российской Федерации и с 1 января 2023 г. Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предоставляются средства материнского (семейного) капитала. С 2020 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал распространено на случаи рождения 1-го ребенка, а также введены положения, предусматривающие в случае рождения (усыновления) 2-го ребенка начиная с 1 января 2020 г. (при условии, что 1-й ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 г.) увеличение размера материнского (семейного) капитала. Действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 2030 года.

По состоянию на 1 января 2024 г. территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за время реализации указанной меры выдано 13760,5 тыс. государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (в том числе в 2020 году такой сертификат получили 1207,6 тыс. семей, в 2021 году - 1053,5 тыс. семей, в 2022 году - 911,9 тыс. семей, в 2023 году - 924,3 тыс. семей).

По состоянию на 1 января 2024 г. полностью использовали средства материнского (семейного) капитала более 7,8 млн. владельцев государственных сертификатов.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" субсидию из федерального бюджета на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, в 2020 - 2021 годах (ежегодно) получили 75 субъектов Российской Федерации, в 2022 году - 76 субъектов Российской Федерации, при этом субсидия субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, предоставляется независимо от сложившейся демографической ситуации.

С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2021 г. в указанных субъектах Российской Федерации ежемесячная денежная выплата назначена около 1071,1 тыс. детей. В 2020 году выплату получили 570,9 тыс. семей, в 2021 году - 682,7 тыс. семей, в 2022 году - 735,2 тыс. семей, в 2023 году - 596,7 тыс. семей.

В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, в 2020 - 2022 годах в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия:

по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;

по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;

по софинансированию за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, реализовывались как пилотный проект в 2020 году на территории 18 регионов (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Камчатский край, Ставропольский край, Алтайский край, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, Тамбовская область, Воронежская область, Новосибирская область, Тюменская область, г. Москва), в 2021 году - также на территориях Забайкальского края, Приморского края, Амурской области, Нижегородской области, Самарской области и Ульяновской области. В 2022 году в пилотный проект вошли Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Красноярский край, Белгородская область, Владимирская область, Калужская область, Пензенская область, Сахалинская область и Челябинская область.

По итогам 2020 года 113,6 тыс. человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь) в 18 пилотных регионах. В 2021 году в 24 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 108,7 тыс. человек. В 2022 году в 34 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 136,1 тыс. человек.

В 2023 году реализация пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, осуществлялась на территориях 34 субъектов Российской Федерации до 1 сентября 2023 г.

В целях обеспечения исполнения абзаца второго подпункта "ж" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", предусматривающего распространение до конца 2023 года системы надомного (долговременного) ухода на все субъекты Российской Федерации, начиная с 1 сентября 2023 г. пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуется на территориях всех 89 субъектов Российской Федерации.

В 2023 году в рамках указанного пилотного проекта долговременным уходом обеспечены свыше 171 тыс. граждан, из них в сельской местности - 41,6 тыс. человек.

Также в 2020 году стартовал пилотный проект по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим в том числе в сельской местности.

В рамках реализации пилотного проекта частным медицинским организациям предоставлена возможность оказывать гражданам старше 65 лет медико-социальные услуги. Оплата услуг частных медицинских организаций осуществляется за счет межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и грантов в форме субсидий.

В пилотном проекте участвуют отдельные регионы Российской Федерации, которые включены в пилотный проект по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В 2020 году таких регионов было 18 (Алтайский край, Камчатский край, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Республика Бурятия, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Воронежская область, Тульская область, Новосибирская область, Тамбовская область, Тюменская область, г. Москва).

Конкурсный отбор в 2020 году прошли 37 частных медицинских организаций, находящихся на территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в пилотный проект.

По отчетным данным субъектов Российской Федерации на конец 2020 года медико-социальный патронаж в рамках реализации пилотного проекта получили более 3,1 тыс. пожилых граждан.

В 2021 году продолжена реализация пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг на территориях 13 субъектов Российской Федерации, в результате чего численность охваченных граждан составила также более 3,1 тыс. человек, количество реализующих проект частных медицинских организаций - 33 организации. В 2022 году пилотным проектом на территории 15 субъектов Российской Федерации охвачено 3,7 тыс. человек.

В рамках мероприятий по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, за период 2019 - 2023 годов в субъектах Российской Федерации введено в эксплуатацию 54 объекта (в 2019 году - 1, в 2020 году - 14, в 2021 году - 10, в 2022 году - 14, в 2023 году - 15) общей площадью 309650,7 кв. метра (в 2019 году - 690,9 кв. метра, в 2020 году - 38387 кв. метров, в 2021 году - 65599,2 кв. метра, в 2022 году - 80972,4 кв. метра, в 2023 году - 124001,2 кв. метра), мощностью 5439 койко-мест (в 2019 году - 53, в 2020 году - 1075, в 2021 году - 1328, в 2022 году - 1427, в 2023 году - 1556). В 2019 - 2023 годах построено 6 объектов в Республике Мордовия, 4 объекта в Саратовской области, по 3 объекта в Республике Саха (Якутия), Республике Тыва и Воронежской области, по 2 объекта в Республике Ингушетия, Республике Коми, Красноярском крае, Курской области и Омской области, по 1 объекту в Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Амурской области, Астраханской области, Владимирской области, Вологодской области, Иркутской области, Калужской области, Курганской области, Липецкой области, Новгородской области, Пензенской области, Псковской области, Рязанской области, Томской области, Тульской области, Ярославской области и Еврейской автономной области.

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 31.08.2024 N 1199.

Во всех строящихся зданиях стационарных организаций социального обслуживания созданы условия для жизнедеятельности пожилых граждан в соответствии с их состоянием.

В результате реализации Программы численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения составила в 2020 году 12,1 процента.

В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составлял 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе. По состоянию на 1 января 2021 г. указанная выплата была произведена в отношении 3,6 млн. нуждающихся семей, в которых проживает 4,6 млн. детей.

С 1 апреля 2021 г. размер выплаты дифференцирован (50, 75 и 100 процентов установленной в регионе величины прожиточного минимума для детей) в зависимости от дохода семьи, а также введены дополнительные критерии нуждаемости при предоставлении выплаты (имущественный критерий, правила "нулевого дохода"). В 2021 году ежемесячную выплату получили 4,2 млн. семей, воспитывающих более 5,2 млн. детей. В 2022 году численность семей, получивших ежемесячную выплату, составила более 3,3 млн. семей, воспитывающих 4,2 млн. детей. В 2023 году численность семей, получивших ежемесячную выплату, составила более 2,5 млн. семей, воспитывающих 3 млн. детей.

В 2020 году реализован пилотный проект, в рамках которого из федерального бюджета бюджету 21 субъекта Российской Федерации были предоставлены субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

За 2020 год в пилотных регионах 46,5 процента граждан из числа граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, преодолели трудную жизненную ситуацию, улучшив в том числе свое материальное положение.

По итогам пилотного проекта проведена работа по совершенствованию механизма социального контракта, в ходе которой была доработана нормативно-правовая база в части использования средств, предоставляемых на основании социального контракта, а также предусмотрено с 2021 года предоставление субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, всем субъектам Российской Федерации.

По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году заключено 282,1 тыс. социальных контрактов, которыми охвачено 981,2 тыс. граждан. В 2022 году заключено 276,3 тыс. социальных контрактов, которыми охвачено 875,6 тыс. граждан. В 2023 году социальным контрактом охвачено 718,5 тыс. граждан, что составило порядка 5,8 процента численности малоимущих граждан в Российской Федерации, заключено 244,9 тыс. социальных контрактов, из которых более 60 процентов составляют семьи с детьми.

В целях дальнейшего совершенствования и повышения адресности механизма социального контракта в 2023 году существенно доработана нормативно-правовая база реализации указанного механизма, что позволило с 1 января 2024 г. не только перевести предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта на принципы социального казначейства, унифицировать подходы к расчету среднедушевого дохода в целях определения права на назначение такой помощи и предусмотреть возможность подачи заявления через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", но и установить единые для всех субъектов Российской Федерации правила предоставления указанной помощи.

Кроме того, с 1 января 2024 г. предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта предусмотрено и на территориях новых субъектов Российской Федерации.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году на федеральном уровне был принят пакет мер социальной поддержки семей с детьми в целях поддержания уровня их доходов.

В 2020 году в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации выделялись средства федерального бюджета, в том числе из резервного фонда Правительства Российской Федерации, на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты стимулирующего характера) и на осуществление оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 - 2021 годах предоставлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.

Гражданам в полном объеме обеспечивается предоставление социальной поддержки и государственных социальных гарантий.

На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных организаций.

В 2020 году предоставлены субсидии 35 общественным организациям в общем объеме 1548738,3 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета, предоставляемые в качестве субсидии в 2020 году, позволили организовать прохождение комплексной и восстановительной реабилитации около 6 тыс. инвалидов, ветеранов, членов их семей и иных категорий граждан, а также предоставить дополнительные меры социальной поддержки ветеранам, пенсионерам и инвалидам.

В 2021 - 2022 годах в рамках Программы предоставлены субсидии 36 организациям в общем размере в 2021 году - 1377238,3 тыс. рублей, в 2022 году - 1743236,2 тыс. рублей.

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. в целях поддержки доходов семей, которые находятся в сложной ситуации, Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены с 1 июля 2021 г. ежемесячные пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет для категорий лиц, размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.

По состоянию на 1 января 2022 г. численность женщин, которым назначено ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, составила 190580 человек, численность семей, которым назначено ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет, составила 1174,2 тыс. семей на 1505 тыс. детей.

По состоянию на 1 января 2023 г. численность женщин, вставших на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, которым назначено ежемесячное пособие, составила 476621 человек, численность семей, которым назначено ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет, составила 1381 тыс. семей на 1830,8 тыс. детей.

По состоянию на 1 января 2024 г. численность женщин, вставших на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, которым назначено ежемесячное пособие, составила 161672 человека, численность семей, которым назначено ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет, составила 56359 семей на 68537 детей.

Необходимо отметить, что в настоящее время получает распространение такой формат предоставления государственных услуг, как "Социальное казначейство", в соответствии с которым с 2021 года предоставляются 42 меры социальной поддержки, в том числе 13 мер социальной поддержки предоставляются проактивно (без заявления и сбора документов от граждан).

В формате "Социальное казначейство" в 2021 году осуществлено предоставление ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет одиноким родителям, ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, единовременной выплаты к началу учебного года и других мер социальной поддержки. Таким образом, в 2021 году получателями мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство" стали более 60 млн. граждан.

С 2021 года начали создаваться банки данных отдельных категорий граждан. Создан реестр законных представителей, в том числе опекунов, попечителей, и реестр лишенных родительских прав, что исключило необходимость предоставления документов для более чем 7 млн. граждан при получении ими мер социальной поддержки. Вместе с тем в целях обеспечения информирования граждан о мерах социальной поддержки установлены 8 жизненных событий ("Установление инвалидности", "Рождение ребенка", "Достижение пенсионного возраста", "Достижение ребенком определенного возраста", "Беременность", "Потеря кормильца", "Создание молодой семьи", "Установление опеки"), при наступлении которых у гражданина возникают права на меры социальной поддержки. Для каждого такого события определяются соответствующие меры социальной поддержки и формируется уведомление гражданина.

Всего в 2021 году гражданам направлено более 250 тыс. уведомлений о положенных мерах социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события, в 2022 году - более 1054 тыс. уведомлений, в 2023 году - более 5395 тыс. уведомлений.

С июля 2021 г. работает информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (далее - единый контакт-центр) для консультаций граждан по единому телефонному номеру и через чат-бот. Единый контакт-центр является организационно-технологическим решением с использованием современных средств автоматизации для оказания дистанционного обслуживания граждан, в том числе при их обращении на единый телефонный номер и при обращении в текстовом канале по принципу экстерриториальности, а также для их информирования о мерах социальной поддержки, социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах путем формирования персонифицированной информации о правах на меры социальной поддержки. В 2021 году за получением консультаций по вопросам предоставления мер социальной поддержки в единый контакт-центр обратились более 3,2 млн. граждан, в 2022 году обратились более 9,7 млн. граждан, в 2023 году обратились 23,8 млн. граждан. В 2024 году к единому контакт-центру подключены 43 отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в 2023 году - 6 таких отделений), также в системе работают 8 государственных инспекций труда, 85 учреждений медико-социальной экспертизы, 84 органа государственной власти, которые уполномочены на назначение и предоставление мер социальной защиты. Реализация мероприятий по созданию и развитию единого контакт-центра осуществляется в рамках федерального проекта "Социальное казначейство", не входящего в состав национального проекта и являющегося структурным элементом Программы, разработанного согласно перечню инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. в целях создания системы мер социальной поддержки семей с детьми и сведения к минимуму риска бедности таких семей Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - ежемесячное пособие).

Ежемесячное пособие заменило следующие меры социальной поддержки граждан:

ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет;

ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;

ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Ежемесячное пособие предоставляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации беременным женщинам и одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, при условии, что они и их дети являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Право на предоставление ежемесячного пособия определяется на основе комплексной оценки нуждаемости семьи, то есть учитываются доходы, имущество, наличие заработка или объективные обстоятельства для его отсутствия.

Реализация данной меры является одним из ключевых приоритетов Программы.

В 2023 году количество поступивших заявлений о предоставлении ежемесячного пособия составило 18452,2 тыс., указанное пособие предоставлено в отношении 10808,5 тыс. детей и 397,7 тыс. беременных женщин.

Вместе с тем в настоящее время в сфере реализации Программы сохраняются ограничения, отражающиеся на достижении поставленных целей: продолжается отрицательное влияние демографических кризисов предыдущих периодов на показатели, связанные с оценкой рождаемости; наблюдается снижение коллективного иммунитета, вызванное последствиями эпидемии новой коронавирусной инфекции, оказывающее влияние на достижение отдельных результатов Программы.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации Программы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации определены исходя из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г., Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года). К приоритетным направлениям и целям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:

повышение благосостояния граждан и снижение бедности;

модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;

абзацы четвертый - пятый исключены. - Постановление Правительства РФ от 31.08.2024 N 1199;

сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;

реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;

цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы;

устойчивая и динамичная экономика;

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;

совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.


3. Задачи, определенные

в соответствии с национальными целями

Мероприятия Программы направлены на решение отдельных целей, определенных Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Структурные элементы Программы с учетом задач, характеризующих структурные элементы, соотнесены:

с национальной целью развития Российской Федерации "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", определенной Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года, путем реализации:

комплекса мероприятий, предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, направленного на достижение показателя "Обеспечение устойчивого роста населения численности населения Российской Федерации", в рамках подфактора "Прямая поддержка семей с детьми и изменения регуляторики" фактора "Повышение рождаемости",

комплекса мероприятий Единого плана, направленного на достижение показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни", в рамках фактора "Поддержка старшего поколения";

комплекса мероприятий Единого плана, направленного на достижение показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года", в рамках фактора "Повышение уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки";

с национальной целью развития Российской Федерации "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности", определенной Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года, путем реализации комплекса мероприятий Единого плана, направленного на достижение показателя "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов", в рамках фактора "Развитие и поддержка волонтерства (добровольчества) (в сфере культуры, медицины, поисково-спасательных операций, военно-патриотического воспитания, экологии и в других сферах)";

с национальной целью развития Российской Федерации "Устойчивая и динамичная экономика", определенной Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года, путем реализации комплекса мероприятий Единого плана, направленного на достижение показателя "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции", в рамках подфактора "Пенсионное обеспечение" фактора "Поддержка потребительского спроса на основе устойчивого роста доходов населения".

На достижение целевого показателя "Повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году, в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей", а также на решение задачи "Обеспечение не ниже среднероссийских темпов повышения к 2030 году суммарного коэффициента рождаемости в субъектах Российской Федерации, в которых по итогам 2023 года значение такого коэффициента было ниже среднероссийского" в рамках национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" направлены меры поддержки, включающие в себя в том числе предоставление материнского (семейного) капитала, регионального материнского (семейного) капитала, предоставление ежемесячных денежных выплат семьям с 3 и более детьми в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Меры социальной поддержки Программы, в рамках которых предоставляется государственная социальная помощь в форме социального контракта, оказывается государственная поддержка семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беременным женщинам и иным категориям граждан, оказывают непосредственное влияние на показатель "Снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году" национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи".

Целевые показатели "Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни" и "Увеличение к 2030 году численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги долговременного ухода, не менее чем до 500 тыс. человек из числа наиболее нуждающихся в таких услугах" национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" достигаются в рамках реализации мероприятий, способствующих реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту зданий организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, а также по организации доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на профилактические осмотры и диспансеризацию.

Реализация целевого показателя "Увеличение к 2030 году доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, не менее чем до 45 процентов" национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" осуществляется в рамках мероприятий, направленных на предоставление субсидий отдельным общественным и иным некоммерческим организациям, имеющих в том числе своей целью подготовить добровольцев (волонтеров), а также организовать добровольческую (волонтерскую) помощь.

На целевой показатель "Утверждение в 2026 году новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций и внедрение таких систем с 2027 года в целях обеспечения роста доходов работников бюджетного сектора экономики, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в рамках национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" влияет достижение и сохранение на уровне 100 процентов показателя Программы "Отношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации".


4. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики

и сфере государственного управления Российской Федерации

Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа Российской Федерации и развития человеческого потенциала, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечивается путем решения задач по снижению уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, повышению качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формированию условий для активного участия в жизни общества лиц старших возрастных групп, повышению рождаемости, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, что напрямую связано с достижением национальный целей, установленных Указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года, реализуемых в рамках Программы. Таким образом, решение указанных задач достигается в рамках реализации мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни семей при рождении детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лиц пожилого возраста и иных категорий граждан, в том числе путем предоставления мер социальной поддержки и совершенствования системы социального обслуживания.


5. Задачи обеспечения достижения показателей

социально-экономического развития субъектов Российской

Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,

уровень которых должен быть выше среднего уровня

по Российской Федерации, а также иные задачи

в сферах реализации комплексных программ

Общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан являются обеспечение полноты и качества предоставления предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальных услуг и недопущение снижения их доступности для граждан. При предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан необходимо наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также наличие утвержденного правовыми актами субъекта Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

Программа направлена на решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы предусмотрены мероприятия, итоговые показатели, реализация которых достигается путем реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на повышение качества жизни граждан.

Государственные программы субъектов Российской Федерации конкретизируют направления развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания граждан с учетом специфики условий социально-экономического положения и ресурсов соответствующего региона.

Цели и задачи Программы соответствуют в том числе приоритетам и целям государственной политики в области социально-экономического развития приоритетных территорий Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя, установленным нормативными правовыми актами, составляющими основы социально-экономического развития указанных территорий.

Значения целевых показателей Программы на приоритетных территориях установлены на уровне или выше значений показателей Программы на территории Российской Федерации в целом с учетом особенностей оказания отдельных мер поддержки.

Реализация Программы согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3734-р оказывает влияние на комплексные государственные программы Российской Федерации "Доступная среда", "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" и "Социально-экономическое развитие Калининградской области", "Содействие международному развитию", "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" путем осуществления мероприятий (результатов), предусматривающих предоставление субъектам Российской Федерации субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также исполнение международных обязательств в форме взносов в международные организации.


II. Предоставление субсидий из федерального бюджета

бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках Программы

Абзацы первый - тридцать восьмой утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886;

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 509;

абзацы сороковой - сорок второй утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.04.2021 N 672;

абзацы сорок четвертый - пятьдесят девятый утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886;

абзацы пятьдесят второй - пятьдесят шестой исключены. - Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 509;

абзацы шестьдесят пятый - семьдесят четвертый утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886;

абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 509.

Абзацы семьдесят шестой - восемьдесят первый утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2390.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", входящего в состав национального проекта "Демография", посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", приведены в приложении N 7.

Абзац утратил силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства РФ от 12.08.2023 N 1326.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", входящего в состав национального проекта "Демография", посредством осуществления единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставления регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, приведены в приложении N 7(2).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Модернизация сферы социального обслуживания и развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг", не входящего в состав национальных проектов и являющегося структурным элементом Программы, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, приведены в приложении N 8.

Абзацы восемьдесят шестой - восемьдесят седьмой утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, приведены в приложении N 8(3).

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, приведены в приложении N 8(4).

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии приведены в приложении N 8(5).

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, приведены в приложении N 8(6).

Правила предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходного обязательства Иркутской области, возникающего при осуществлении капитальных вложений в строительство социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Нижнеудинском районе Иркутской области, приведены в приложении N 8(7).

Правила предоставления субсидии бюджету Республики Северная Осетия - Алания на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи и социальной реабилитации граждан, пострадавших в результате террористического акта в г. Беслане 1 - 3 сентября 2004 г., приведены в приложении N 8(8).

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов по созданию (реконструкции) объектов социального обслуживания с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", приведены в приложении N 8(9).

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.04.2021 N 672.

Абзацы девяносто пятый - девяносто девятый утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.

Абзацы шестьдесят седьмой - шестьдесят девятый исключены. - Постановление Правительства РФ от 28.03.2019 N 346.

Абзацы сто третий - сто семнадцатый утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


Приложение N 1

к государственной программе

Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан"

СВЕДЕНИЯ

О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН",

ПОДПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ

Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1886.


Приложение N 2

к государственной программе

Российской Федерации "Социальная

поддержка граждан"