Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 N 484 (ред. от 24.09.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 2021 г. N 484
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
2. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики разместить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. В позиции, касающейся государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", раздела IV перечня государственных программ Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6166; 2018, N 43, ст. 6639; 2019, N 15, ст. 1744, 1803; 2020, N 12, ст. 1796; 2021, N 1, ст. 173), слова "2015 - 2025 годы" заменить словами "2021 - 2024 годы".
постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2207);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1393 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст. 7470);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1064 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 366" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 37, ст. 5530);
постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 371 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 14, ст. 1553);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 719 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 23, ст. 2969);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 381 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2252).
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 марта 2021 г. N 484
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Арктической зоны
Российской Федерации"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Арктической зоны Российской Федерации
Арктическая зона Российской Федерации является геостратегической территорией, имеющей ключевое значение для обеспечения реализации национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.
Национальные интересы, оценка обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, основные вызовы и угрозы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике определены в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" (далее - Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике). Также в них определены цели государственной политики Российской Федерации в Арктике, направленные в целом на повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации (далее - малочисленные народы).
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят:
территории таких субъектов Российской Федерации, как Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
части территорий следующих субъектов Российской Федерации:
Республика Карелия (муниципальное образование "Беломорский муниципальный район", муниципальное образование "Калевальский национальный муниципальный район", Кемский муниципальный район, муниципальное образование "Костомукшский городской округ", Лоухский муниципальный район, муниципальное образование "Сегежский муниципальный район");
Республика Коми (муниципальное образование городского округа "Воркута", муниципальное образование городского округа "Инта", муниципальное образование городского округа "Усинск", муниципальный район "Усть-Цилемский");
Республика Саха (Якутия) (муниципальный район "Абыйский улус (район)", муниципальное образование "Аллаиховский улус (район)", муниципальное образование "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)", муниципальное образование "Булунский улус (район)", муниципальный район "Верхнеколымский улус (район)", муниципальное образование "Верхоянский район", муниципальный район "Жиганский национальный эвенкийский район", муниципальное образование "Момский район", муниципальный район "Нижнеколымский район", муниципальный район "Оленекский эвенкийский национальный район", муниципальное образование "Среднеколымский улус (район)", муниципальный район "Усть-Янский улус (район)", муниципальное образование "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)");
Красноярский край (муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельское поселение "Поселок Суринда", сельское поселение "Поселок Тура", сельское поселение "Поселок Нидым", сельское поселение "Поселок Учами", сельское поселение "Поселок Тутончаны", сельское поселение "Поселок Ессей", сельское поселение "Поселок Чиринда", сельское поселение "Поселок Эконда", сельское поселение "Поселок Кислокан", сельское поселение "Поселок Юкта" Эвенкийского муниципального района);
Архангельская область (муниципальное образование "Город Архангельск", муниципальное образование "Мезенский муниципальный район", муниципальное образование городской округ "Новая Земля", муниципальное образование "Город Новодвинск", муниципальное образование "Онежский муниципальный район", муниципальное образование "Приморский муниципальный район", городской округ "Северодвинск", муниципальное образование "Лешуконский муниципальный район", муниципальное образование "Пинежский муниципальный район").
Чукотский автономный округ и территории Республики Саха (Якутия) входят в состав Дальневосточного федерального округа.
Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности обусловлено ее географическим расположением, наличием запасов полезных ископаемых (более 80 процентов горючего природного газа и 17 процентов нефти, континентальный шельф Российской Федерации в Арктике содержит более 85,1 трлн. куб. метров горючего природного газа, 17,3 млрд. тонн нефти). В Арктической зоне Российской Федерации реализуются крупнейшие инвестиционные проекты.
Среди показателей развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года можно выделить:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Арктической зоне Российской Федерации с 70,65 года в 2014 году до 72,39 года в 2018 году;
сокращение миграционного оттока населения из Арктической зоны Российской Федерации в период с 2014 по 2018 год на 53 процента;
снижение уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) с 5,6 процента в 2017 году до 4,6 процента в 2019 году;
увеличение доли валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне Российской Федерации, в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации с 5 процентов в 2014 году до 6,2 процента в 2018 году;
увеличение доли средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в общем объеме инвестиций в основной капитал, осуществляемых в Арктической зоне, с 5,5 процента в 2014 году до 7,6 процента в 2019 году;
рост объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути с 4 млн. тонн в 2014 году до 31,5 млн. тонн в 2019 году;
увеличение доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе таких хозяйств в Арктической зоне с 73,9 процента в 2016 году до 81,3 процента в 2019 году.
Конкурентными преимуществами Арктической зоны Российской Федерации являются установленный на ее территории преференциальный режим, наличие механизмов государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности, направленных на улучшение условий для привлечения внебюджетных инвестиций, и стимулирование предпринимательской активности на территории Арктической зоны Российской Федерации. Также одним из направлений в сфере развития экономики является предоставление инвесторам государственной поддержки при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации новых инвестиционных проектов, отобранных или определенных в соответствии с порядками или критериями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (далее - комплексная государственная программа) реализуется в качестве комплексной. Мероприятия комплексной государственной программы акцентированы на повышении уровня инвестиционной привлекательности макрорегиона и, как следствие, привлечении внебюджетных инвестиций, увеличении количества резидентов, создании новых рабочих мест, а также на развитии человеческого капитала в Арктической зоне.
В 2020 году заключено 5 соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Столица Арктики" (объем инвестиций - 95,39 млрд. рублей). Фактические инвестиции по итогам года составили 20,66 млрд. рублей, создано 204 рабочих места.
В целях повышения уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, повышения качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с экспертным сообществом, представителями федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 978-р программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.
Реализация этих мероприятий создает условия для роста внебюджетных инвестиций в экономику арктического региона и повышение качества жизни населения в целом.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в части социально-экономического развития Арктической зоны
Российской Федерации, в том числе общие требования
к политике субъектов Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы связаны с развитием социально-экономического, транзитного потенциала арктических регионов, повышением качества жизни населения.
Основным механизмом реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности), которая определяет разноаспектный комплекс социально-экономических мер развития Арктической зоны Российской Федерации.
Основным инструментом реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является комплексная государственная программа, которая обеспечивает реализацию этой стратегии по следующим приоритетам государственной политики Российской Федерации в Арктике:
создание и развитие правового режима государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации, стимулирующего переход к экономике замкнутого цикла, осуществление частных инвестиций в проведение геолого-разведочных работ, создание новых и модернизацию действующих промышленных производств, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработку новых нефтегазовых провинций, месторождений твердых полезных ископаемых и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, глубокую переработку нефти, производство сжиженного природного газа и газохимической продукции;
инфраструктурная поддержка реализации новых инвестиционных проектов, отобранных критериями или порядком, определенными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
развитие экономического сотрудничества территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, с регионами арктических государств;
привлечение иностранных инвесторов в экономические проекты на территории Арктической зоны Российской Федерации;
содействие укреплению связей между малочисленными народами и коренными народами, проживающими на арктических территориях зарубежных государств, в рамках проведения соответствующих международных форумов по данной тематике;
доведение результатов деятельности Российской Федерации в Арктике до сведения широкой международной общественности.
Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, многоаспектны и обусловлены как природно-климатическими условиями, крайне низкой плотностью населения и уровнем развития транспортной и социальной инфраструктуры, так и неравномерностью промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны: ориентированностью экономики на добычу природных ресурсов, отдаленностью местностей, на которых проживают малочисленные народы.
Основные приоритеты, задачи и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы сформулированы исходя из обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктической зоне, а также достижения целей, определенных в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике в настоящее время является реализация мер, отраженных в документах стратегического планирования, в том числе включенных в единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 996-р. Выполнение задач в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, инфраструктуры, в сфере развития науки и технологий, обеспечения экологической безопасности, развития международного сотрудничества, защиты населения и территории Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является значимым с точки зрения повышения качества жизни населения, проживающего в арктических регионах, и развития Арктики в целом.
Одной из приоритетных задач остается обеспечение достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации.
В этой связи разработан механизм, направленный на решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению значений показателей социального развития территорий Арктической зоны Российской Федерации до уровня не ниже средних значений по Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N Пр-528).
Так, 50 процентов обязательных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы, ввозных таможенных пошлин) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые применяют преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации, а также юридическими лицами, осуществляющими реализацию отобранных в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционных проектов (далее - организации), будут направлены на мероприятия, реализация которых создаст условия для выравнивания значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне Российской Федерации, с общероссийскими или средними по субъектам Российской Федерации значениями.
Исходя из приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере реализации комплексной государственной программы сформулированы следующие цели:
повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации путем создания 13,274 тыс. рабочих мест и вложения внебюджетных инвестиций в объеме 399,19 млрд. рублей;
повышение узнаваемости территории Арктической зоны Российской Федерации в международном пространстве путем проведения мероприятий международного уровня, привлечение внебюджетных инвестиций в объеме 830 млрд. рублей к 2030 году;
улучшение социальной и иной инфраструктуры на отдельных территориях и в центрах экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, - не менее чем в 50 населенных пунктах накопленным итогом к 2030 году.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в сфере реализации комплексной государственной программы заключаются в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по опережающему социально-экономическому развитию.
Достижение целей комплексной государственной программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Политика субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, должна быть направлена на создание преференциальных условий для возможности привлечения инвестиций, снижения административных барьеров и упрощения процесса вовлечения имеющихся ресурсов в экономический оборот, а также создание условий по сохранению и развитию человеческого капитала на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в ходе реализации комплексной государственной программы будет обеспечиваться путем:
организации и проведения международных, всероссийских и региональных мероприятий;
информационно-разъяснительного сопровождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере реализации комплексной государственной программы;
обмена информацией по вопросам, относящимся к сфере реализации комплексной государственной программы, и предложениями о реализации мероприятий в рамках достижения национальных целей Российской Федерации, исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" об увеличении к 2024 году грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн. тонн, исполнения положений Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности и Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике.
3. Задачи государственного управления и способы
их эффективного решения в сфере социально-экономического
развития Арктической зоны Российской Федерации
Основными задачами комплексной государственной программы являются:
обеспечение конкурентоспособных условий на территории Арктической зоны Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, создания новых рабочих мест и привлечения трудовых ресурсов в Арктическую зону Российской Федерации, а также создание объектов социальной инфраструктуры на территории Арктической зоны Российской Федерации;
повышение узнаваемости арктических регионов в международном пространстве.
Задачи по созданию конкурентоспособных условий для реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации и стимулированию создания новых рабочих мест, по привлечению трудовых ресурсов в Арктическую зону Российской Федерации решаются в рамках федерального проекта "Государственная поддержка реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации инвестиционных проектов".
Указанные задачи решаются в том числе путем разработки механизмов преференций для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, оказания государственной поддержки юридическим лицам по созданию объектов инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов, реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, и в рамках формирования и использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации за счет налоговых поступлений от реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации инвестиционных проектов.
Задача по повышению узнаваемости арктических регионов в международном пространстве решается в рамках федерального проекта "Развитие международного экономического сотрудничества в Арктической зоне Российской Федерации" и обеспечивается путем проведения один раз в два года Международного арктического форума, трансляции российской повестки в Арктике, проведения мероприятий, связанных с председательством Российской Федерации в Арктическом совете, привлечения инвестиций в Арктическую зону Российской Федерации.
Основными результатами реализации комплексной государственной программы являются:
улучшение условий для привлечения внебюджетных инвестиций и стимулирования предпринимательской активности на территории Арктической зоны Российской Федерации;
формирование механизмов ускорения экономического и социального развития территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными
целями развития Российской Федерации
Комплексная государственная программа оказывает косвенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (по показателям: реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых), "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" (по показателю: обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации).
В комплексную государственную программу включены следующие показатели, косвенно влияющие на достижение указанных целей: "Количество созданных на территории Арктической зоны Российской Федерации рабочих мест в результате реализации мероприятий Программы (нарастающим итогом)", "Накопленный объем внебюджетных инвестиций резидентов Арктической зоны Российской Федерации и территорий опережающего развития в Арктической зоне Российской Федерации, привлеченных для реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации инвестиционных проектов, отобранных в установленном Правительством Российской Федерации порядке для предоставления государственной поддержки (нарастающим итогом)", "Количество населенных пунктов центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в которых улучшена социальная инфраструктура", "Индекс качества городской среды в городах Арктической зоны Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены долгосрочные планы развития".
5. Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Арктической зоны
Российской Федерации, входящих в состав приоритетной
территории Дальневосточного федерального округа
К Арктической зоне Российской Федерации отнесены в том числе 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа:
Республика Саха (Якутия) (территории Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района);
В рамках комплексной государственной программы на указанных территориях планируется реализация инвестиционных проектов.
Правила предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации приведены в приложении.
к государственной программе
Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации"
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАНОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Правила устанавливают условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации (далее соответственно - субсидии, мероприятия, планы, субъекты Российской Федерации).
Планы в том числе могут содержать мероприятия по оказанию государственной финансовой поддержки, направленной на:
стимулирование промышленного производства товаров и поставки произведенных товаров, указанных в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2022 г. N 1745 "О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616", для нужд специальной военной операции;
закупку товаров, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, для нужд специальной военной операции;
развитие жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, в которых дислоцированы воинские формирования.
В настоящих Правилах под центрами экономического роста понимаются места территориальной локализации промышленных производств и (или) инвестиционных проектов и связанные с их размещением и (или) реализацией территории.
2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Если мероприятия планов предусматривают создание (реконструкцию) объектов на основании концессионных соглашений и срок их реализации превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, размеры средств федерального бюджета для предоставления за пределами планового периода субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации концессионных соглашений, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - соглашение, Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
4. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является представление высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации) в установленные Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики сроки в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики планов (проектов планов), отражающих потребность в средствах на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с их реализацией.
Подготовка планов (проектов планов) осуществляется с учетом методических указаний, утвержденных Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, которые в том числе должны включать:
критерии для мероприятий, реализуемых на основании концессионных соглашений, включающие показатели экономической эффективности и оценку влияния принимаемых в рамках концессионных соглашений обязательств на сбалансированность консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за период его реализации;
положения, касающиеся направления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики проектов сведений об объектах капитального строительства (объектах недвижимого имущества), сформированных в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") в соответствии с Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 702 "Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета".
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассматривает представленные субъектами Российской Федерации планы (проекты планов) в течение 30 календарных дней со дня их поступления в том числе на предмет соответствия методическим рекомендациям, утвержденным Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, и принимает одно из следующих решений:
о направлении планов (проектов планов) на рассмотрение президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики;
о направлении высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации) замечаний и предложений к планам (проектам планов) для их доработки.
Планы (проекты планов) рассматриваются на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики обеспечивает согласование предложений по распределению бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства и (или) объектам недвижимого имущества сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью или стоимостью приобретения (рассчитанной в ценах соответствующих лет) 3 и более млрд. рублей, софинансирование капитальных вложений по которым предусмотрено планами (проектами планов), с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет согласование предложений по распределению бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства и (или) объектам недвижимого имущества сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью или стоимостью приобретения (рассчитанной в ценах соответствующих лет) 3 и более млрд. рублей, софинансирование капитальных вложений по которым предусмотрено планами (проектами планов), с учетом оценки эффективности инвестиционного проекта, проведенной в установленном порядке.
Соответствующие согласования представляются Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики к заседанию президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
5. Решение президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики по итогам рассмотрения планов (проектов планов) формируется с учетом следующих критериев:
а) наличие актов, поручений и указаний Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, предусматривающих реализацию мероприятий, предлагаемых к включению в планы;
б) ожидаемые результаты реализации мероприятий, в том числе отношение размеров расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к численности населения, охваченного реализацией мероприятий, предлагаемых к включению в планы;
в) отношение размеров расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к объему частных инвестиций в инвестиционные проекты, на содействие в реализации которых направлены мероприятия, предлагаемые к включению в планы;
г) стимулирование развития промышленного производства на территории субъекта Российской Федерации;
д) сложившийся уровень кассового исполнения субсидии за предыдущие годы и истекший период текущего года (с учетом предоставленных до 1 января 2024 г. иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации");
е) доля мероприятий, не завершенных субъектами Российской Федерации в установленные сроки в предыдущие годы и истекший период текущего года, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (с учетом предоставленных до 1 января 2024 г. иных межбюджетных трансфертов в соответствии с Правилами, указанными в подпункте "д" настоящего пункта);
ж) расчетный уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
з) отношение объемов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к объему дополнительных налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий и связанных с ними инвестиционных проектов;
и) для мероприятий, реализуемых на основе концессионных соглашений, учитываются результаты оценки влияния принимаемых в рамках концессионных соглашений обязательств субъекта Российской Федерации на сбалансированность консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за период их реализации, в том числе в части наличия источников налоговых и неналоговых доходов в утвержденном бюджетном прогнозе субъекта Российской Федерации для исполнения обязательств.
6. Размер предоставляемой субсидии бюджету субъекта Российской Федерации (Si) определяется по формуле:
Sa i - размер субсидии, предоставляемой i-му субъекту Российской Федерации в соответствующем финансовом году на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил, который рассчитывается по формуле:
Подобрa i - одобренный президиумом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики размер предоставляемой субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил;
Sобщ a - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил;
Чнасел i - численность населения i-го субъекта Российской Федерации в соответствии с прогнозной численностью населения муниципальных образований i-го субъекта Российской Федерации, которые относятся к Арктической зоне Российской Федерации, определенная как произведение их фактической доли в численности i-го субъекта Российской Федерации и прогнозной численности населения i-го субъекта Российской Федерации в соответствии со средним вариантом демографического прогноза Федеральной службы государственной статистики на 1 января соответствующего финансового года;
Yсоф i - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий;
Sb i - размер субсидии, предоставляемой i-му субъекту Российской Федерации в соответствующем финансовом году на реализацию мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил, который не может превышать объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на эти цели, который рассчитывается по формуле:
Подобрb i - одобренный президиумом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики размер предоставляемой субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил;
Sобщ b - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил;
Зпотреб i - заявленная субъектом Российской Федерации, входящим в состав Арктической зоны Российской Федерации, потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил.
7. Не позднее 7-го календарного дня со дня утверждения распределения субсидии между субъектами Российской Федерации высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации) обеспечивают утверждение планов, соответствующих решениям президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и утвержденному распределению субсидий между субъектами Российской Федерации.
8. Изменения, которые вносятся в планы, касающиеся мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, рассматриваются президиумом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации).
В случае принятия высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации) решений об отсутствии потребности в средствах субсидий распределение высвобождающихся таким образом субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 4 - 6 настоящих Правил.
Изменения в планы, не затрагивающие мероприятия, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации) по согласованию с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Не допускается распределение средств субсидий, предоставленных на реализацию мероприятий, предусмотренных абзацем пятым пункта 1 настоящих Правил, на иные мероприятия, предусмотренные абзацами третьим и четвертым пункта 1 настоящих Правил.
9. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного в форме электронного документа с использованием системы "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Адресное (пообъектное) распределение субсидии по объектам капитального строительства (объектам недвижимого имущества) государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), включение которых в план одобрено на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, утверждается (определяется) Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в соответствии с пунктом 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
В соглашении допускается возможность установления уровней софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по отдельным мероприятиям (объектам капитального строительства (объектам недвижимого имущества) государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности), превышающих уровень софинансирования расходного обязательства соответствующего субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, в случае непревышения уровня софинансирования расходного обязательства данного субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенного в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, в общем размере предоставляемой субсидии бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, определенного в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
10. Адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества (за исключением объектов недвижимого имущества (жилых помещений), приобретаемых для формирования муниципального специализированного жилищного фонда в целях реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан) определяется соглашением в соответствии с настоящими Правилами и на основании сведений об объектах капитального строительства, объектах недвижимого имущества, сформированных в системе "Электронный бюджет" в соответствии с Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 702 "Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета".
11. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
12. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
13. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей предоставления субсидии, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
14. Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации размещают в сроки, установленные соглашением, в системе "Электронный бюджет" отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчет о достижении значений результатов использования субсидии.
15. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики по итогам финансового года на основании отчета о достижении значений результатов использования субсидии путем сравнения фактически достигнутых субъектом Российской Федерации значений результатов использования субсидии и плановых значений, установленных соглашением.
Результатами использования субсидии являются:
количество введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (приобретенных объектов недвижимого имущества);
количество реализованных мероприятий планов.
16. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр строительного контроля" проводит строительный контроль по объектам капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет субсидий, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2023 г. N 667 "О проведении строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, включенных в комплексную государственную программу Российской Федерации "Строительство".
17. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики информации и документов возлагается на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации).
18. В проектной документации и сводных сметных расчетах по объектам капитального строительства, реализуемым на территории Арктической зоны Российской Федерации, необходимо предусматривать мероприятия и затраты по привлечению студенческих строительных отрядов.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления