"Методические рекомендации по определению номенклатуры и определению объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления и организациями" (утв. МЧС России 23.05.2017 N 2-4-71-24-11).
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.БАРЫШЕВ
23.05.2017 N 2-4-71-24-11
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОМЕНКЛАТУРЫ И ОБЪЕМОВ СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ,
НАКАПЛИВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" с целью обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).
Настоящие методические рекомендации разработаны взамен действующих методических рекомендаций, утвержденных главным военным экспертом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий П.В. Платом и заместителем Министра экономического развития Российской Федерации О.Г. Савельевым 23 марта 2012 г. N 43-2047-14.
Настоящие методические рекомендации разработаны с участием Минэкономразвития России. В связи с отсутствием функции у Минэкономразвития России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по данному вопросу (исх. от 18.05.2017 N 13455-АТ/Д21и) данные рекомендации утверждены МЧС России.
1.2. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, средства связи, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты, согласно рекомендуемых норм обеспечения населения, представленных в Приложении N 7.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты и медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
1.3. Запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, исходя из их потребностей.
1.4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов исходя из их потребности, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
1.5. Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения (места хранения), используемые для хранения запасов, должны удовлетворять требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.). Условия хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий должны соответствовать установленным их производителями требованиям по температуре, влажности, защите от света, а также санитарным нормам и правилам, которыми устанавливаются требования к хранению.
1.6. Правовыми основами организации создания запасов являются федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые документы МЧС России.
1.7. МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
1.8. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов (мест хранения), оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве материально-технических, продовольственных, медицинских средств, в том числе средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля в запасах, формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению запасов.
2. Порядок определения номенклатуры и объемов
создаваемых запасов
2.1. Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:
возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации;
величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов;
природных, социально-экономических, физико-географических и иных особенностей территорий.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию (безопасный район) население из другого региона (регионов).
2.2. Номенклатура запасов должна включать:
в районах возможного катастрофического затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки, медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты и санитарные сумки с укладками для оказания первой помощи, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент, средства связи, вещевое имущество, автомобильную и специальную технику и другие средства (рекомендуемая номенклатура запасов приведена в Приложении N 1);
в районах возможного химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели фильтрующие и другие) и кожи (костюмы защитные облегченные, костюм врача-инфекциониста и другие средства), медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты, санитарные сумки, средства профилактики и терапии поражений опасными химическими веществами и биологическими агентами, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), индивидуальные противохимические пакеты и другие средства), средства химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, средства специальной обработки (дегазации, дезактивации и дезинфекции), средства связи, вещевое имущество, антидоты и другие средства (рекомендуемая номенклатура запасов приведена в Приложении N 2);
в районах возможного радиоактивного загрязнения - средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы от газов (паров) радиоактивных веществ и радиоактивных аэрозолей) и кожи (костюмы защитные), медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты, санитарные сумки, комплекты и наборы противоожоговые, медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), средства радиационной разведки и контроля, средства специальной обработки (дезактивации), средства связи, вещевое имущество, радиопротекторы и иные средства (рекомендуемая номенклатура запасов приведена в Приложении N 2);
в районах вероятного возникновения очагов и зон пожаров - средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы фильтрующие и самоспасатели с защитой от монооксида углерода, противогазы изолирующие на сжатом воздухе), медицинские средства (комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты, санитарные сумки, комплекты и наборы противоожоговые, медицинские средства профилактики и терапии поражения продуктами горения, носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные), инженерное имущество и аврийно-спасательный инструмент, средства связи, пожарное имущество, вещевое имущество, запасы средств тушения пожара, емкости для воды, медикаменты и другие средства (Приложение N 3).
Для населения из указанных выше зон опасностей создаются запасы продуктов питания (согласно рекомендуемой номенклатуре, представленной в Приложении N 7).
Номенклатура средств коллективной защиты населения должна включать материалы и оборудование для приведения в готовность фонда защитных сооружений гражданской обороны, т.ч. быстровозводимых и простейших укрытий согласно планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны), запасы воды и продуктов питания (рекомендуемые номенклатуры запасов и нормы обеспечения приведены в приложениях N 7 и 8), средства индивидуальной защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства специальной обработки, средства связи, санитарно-хозяйственное имущество, а также медицинское имущество в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).
2.3. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные исходя из их потребности:
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в т.ч. крупномасштабных;
для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением радиационных, химических и биологически опасных веществ и крупномасштабных ЧС.
Номенклатура создаваемых запасов в целях решения следующих задач гражданской обороны:
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки (рекомендуемая номенклатура приведена в Приложении N 4);
срочное захоронение трупов в военное время (рекомендуемая номенклатура приведена в Приложении N 5);
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (рекомендуемая номенклатура создаваемых запасов в целях проведения эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы и обеспечения устойчивости функционирования организаций, продолжающих работу в военное время, приведена в Приложении N 6).
2.4. Номенклатура медицинских средств должна включать только зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты и медицинские изделия, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
2.5. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Необходимый объем запасов медицинских средств индивидуальной защиты определяется руководителем создающего органа (организации) с учетом возрастных категорий населения, подлежащего обеспечению, и прогнозируемой длительности пребывания населения в зонах опасного загрязнения (заражения).
2.6. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. быстровозводимых убежищ, выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
2.7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при возникновении чрезвычайных ситуаций и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения.
При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию (безопасный район) население из другого региона (регионов).
2.8. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств и продовольствия для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях, развивающихся по наиболее опасным сценариям.
При этом средства индивидуальной защиты должны быть сертифицированы и гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.).
Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты - комплектов индивидуальных медицинских гражданской защиты выбирается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. N 70н "Об утверждении Требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2013 г., регистрационный N 28259) и приказом МЧС России от 1 ноября 2006 г. N 633 "О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ" для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
2.9. Выбор конкретной марки (модели), приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера. Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны обеспечивать (в зависимости от выполняемых задач) определение: границ зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения); дозы индивидуального облучения, степень заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами, биологическими средствами и т.д.
3. Создание, накопление, использование и хранение запасов
3.1. Запасы создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" создание запасов и определение их номенклатуры и объемов, исходя из потребности осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для защиты и обеспечения персонала, находящегося в зонах возможного поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне - для защиты и обеспечения персонала, находящегося в зонах возможного поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию запасов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Расходы на содержание, ремонт и охрану складов (мест хранения), оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок запасов, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закупка запасов в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Накопление по установленным нормам запасов осуществляется в мирное время путем закладки их в складские помещения (места хранения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, исходя из необходимости обеспечения имуществом наибольшей работающей смены объектов организации и формирований гражданской обороны (в пределах, утвержденных табелями положенности).
Нормы содержания средств радиационной, химической и биологической защиты в запасах федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определяются создающим их органом на основе оценки возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения.
Нормы содержания средств радиационной, химической и биологической защиты в запасах организаций устанавливаются:
противогазы фильтрующие - в размере 105% от штатной численности персонала организации, количества детей дошкольного возраста, обучаемых и неработающего населения, не занятого в сфере производства и обслуживания;
приборы радиационной и химической разведки, средства защиты кожи, комплекты специальной обработки, индивидуальные противохимические пакеты, дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие вещества (растворы) закладываются для обеспечения формирований гражданской обороны в соответствии с табелем их оснащения и потребности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Нормы содержания запасов продовольствия и воды устанавливаются в защитных сооружениях гражданской обороны организаций, в т.ч. федерального, регионального и муниципального уровня, продолжающих свою деятельность в военное время:
в убежищах и противорадиационных укрытиях - на 48 часов на всех укрываемых;
в укрытиях - на 12 часов на всех укрываемых.
3.3. Запасы по решению руководителя организаций, в т.ч. федерального, регионального и муниципального уровня, хранятся как в специализированных складских помещениях (складах, хранилищах), так и в специализированных местах хранения организации при соблюдении необходимых требований к их хранению.
Хранение запасов может быть организовано на договорной основе в других организациях при условии обеспечения их своевременной доставки по назначению.
Основной задачей хранения запасов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.
Выполнение основной задачи обеспечивается:
правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов (специализированных складских помещений, мест хранения);
тщательным приемом поступающих запасов и устранением выявленных недостатков;
подготовкой запасов к хранению;
созданием необходимых условий хранения для каждого из вида запасов и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых запасов и своевременным проведением мероприятий, обеспечивающих их сохранность;
проведением периодических проверок запасов, условий и мест их хранения;
соблюдением режима хранения запасов в соответствии с инструкциями производителей соответствующих видов запасов;
правильным подбором и обучением работников специализированных складских помещений (мест хранения);
организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;
своевременной заменой и освежением запасов в соответствии с установленными производителями сроками хранения;
поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам (специализированным складским помещениям (местам хранения) и местам погрузки.
Руководители объектов, на которых размещаются запасы, несут ответственность за их сохранность.
На все виды запасов устанавливаются и доводятся в установленном порядке сроки хранения.
В случае утраты или порчи запасов, в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, восполнение их производится за счет средств объектов, осуществляющих создание и накопление этих материальных ресурсов.
Специализированные складские помещения, места хранения, склады и требования к ним.
Хранение запасов следует осуществлять на складах (в специализированных складских помещениях, местах хранения) (далее - склады) для обеспечения их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечения постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению в соответствии.
Склады для хранения запасов по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать сохранность запасов, их прием и отпуск в установленные сроки.
По номенклатуре хранимого имущества склады классифицируются на универсальные и специализированные.
Универсальные склады предназначены для размещения различных видов материальных ценностей.
Специализированные склады предназначены для одного или нескольких видов, подлежащих хранению в строго определенных условиях.
Склады должны размещаться в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения и оборудовать с таким расчетом, чтобы обеспечивать:
поддержание условий и режимов хранения, приема и отпуска, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами, в том числе документами по стандартизации в области гражданской обороны, и эксплуатационной документацией на конкретные виды запасов;
пожарную безопасность в соответствии с действующими требованиями;
применение средств механизации для приема и отпуска запасов;
подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта;
возможность использования технических средств охраны.
Кроме этого, склады должны соответствовать общим требованиям строительных норм и правил, а также действующим нормам и правилам проектирования складов для материалов, требующих специальных условий и режимов хранения.
На складах целесообразно иметь специальные места для проведения технического приема, консервации, переконсервации и выдачи материалов.
Для обеспечения необходимых условий хранения и создания наибольших удобств при выполнении внутрискладских операций все места хранения должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инвентарем, приспособлением и инструментом.
Склады должны быть укомплектованы противопожарным оборудованием, инвентарем, запасами песка (воды) по нормам, установленным органами пожарного надзора.
На складе должна находиться следующая документация:
инструкция по противопожарной охране;
инструкция по технике безопасности;
книга учета осмотров и проверок запасов;
книга наблюдений температуры и влажности воздуха, учета проветривания (если это необходимо в соответствии с требованиями хранения к определенным видам запасов);
опись оборудования и инвентаря, закрепленного за складом.
К хранению запасов предъявляются различные требования в зависимости от их видов в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
3.3.1. Хранение продовольственных средств
В соответствии СанПиН 2.3.2.1324-03 для скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должны устанавливаться условия хранения, обеспечивающие пищевую ценность и безопасность их для здоровья человека.
Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
Количество продукции, хранящейся на складе, должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для продуктов, требующих охлаждения) или размерами складского помещения, достаточными для обеспечения соответствующих условий хранения в течение всего срока годности данного продукта.
Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами.
3.3.2. Хранение запасов медицинских средств.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" устройство, состав, размеры площадей, эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность.
В помещениях для хранения запасов медицинских средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Помещения для хранения запасов медицинских средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
Помещения для хранения запасов медицинских средств должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками.
Отделка помещений для хранения запасов медицинских средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
В помещениях для хранения запасов медицинских средств их размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:
физико-химических свойств лекарственных средств;
фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);
способа применения (внутреннее, наружное);
агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
При размещении запасов медицинских средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).
Стеллажи (шкафы) для хранения запасов медицинских средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки.
Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения запасов медицинских средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся запасы медицинских средств должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
3.3.3. Хранение материально-технических средств
Технологическая оснастка и инструмент хранятся в таре завода-поставщика в законсервированном виде на полках универсальных, поточно-клеточных и специальных стеллажей.
Зенкеры, развертки, фрезы и другой сборный инструмент упаковывают вместе с комплектом запасных ножей и клиньев.
Пилы сегментные упаковывают вместе с запасными сегментами, при этом сегменты должны быть завернуты по одному или несколько штук и отделены друг от друга картонной прокладкой.
Напильники и надфили в коробки упаковываются по типоразмерам и номерам насечки.
Крупная технологическая оснастка укладывается в деревянные ящики. Оснастка в ящике должна быть расклинена досками, деревянными брусками и т.п.
Помещение для хранения технологической оснастки должно быть защищено от проникновения агрессивных газов, вызывающих коррозию. Не допускается совместное хранение технологической оснастки с химикатами, абразивными изделиями, сырьем цветных металлов и их сплавов.
Специальное съемное оборудование и комплектующие изделия
Съемное оборудование, погрузочно-выгрузочный инвентарь и приспособления хранятся в неотапливаемых складских помещениях на полках стеллажей (легкие и мелкие в штабелях, либо на кронштейнах). Крупногабаритное съемное оборудование, тамбуры, гальгоны и погрузочные приспособления (перегрузочные и переходные мостки, трапы, сходни) допускается хранить под навесом.
Некоторые особенности хранения погрузочно-разгрузочного инвентаря:
стропы стальные необходимо хранить в рассортированном виде, связанными проволокой каждый в отдельности на полках стеллажей, специальных площадках подтоварных либо на кронштейнах;
сетки стальные грузовые сложенными и связанными мягкой проволокой каждая в отдельности и уложенными в рассортированном виде на стеллажах или на специальных площадках;
тросовые зажимы, талрепы, скобы такелажные, рамы, канифасблоки уложенными в деревянные ящики, в штабелях;
универсальные грузозахваты в штабелях.
Комплектующее крупногабаритное электротехническое оборудование хранится в штабелях, при этом должна быть обеспечена возможность их всестороннего технического осмотра в процессе хранения. Малогабаритные изделия, в том числе светильники, плафоны и другие бьющиеся изделия, должны размещаться на верхних полках стеллажей (в ящиках), исключающих возможность ударов и повреждений, в особенности электрооборудование, снабженное измерительными приборами.
Средства оповещения хранятся в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России от 24 ноября 2015 г. N 2-4-87-43-33/11.
Электротехническое оборудование должно храниться в таре завода-поставщика (но должна быть удалена стружка, положенная при упаковке на заводе-поставщике).
Запрещается совместно со съемным оборудованием, комплектующими изделиями и электротехническим оборудованием хранить материалы, которые могут вызвать окисление контактов и порчу изоляции этих изделий (щелочи, смазочные материалы и т.п.).
3.3.4. Хранение средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (далее - средств радиационной и химической защиты).
Места хранения и выдачи запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) должны быть максимально приближены к местам работы и проживания населения с целью гарантированного обеспечения его защиты.
По решению руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций СИЗ могут выдаваться населению на хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.
В соответствии с приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" содержание (хранение) средств радиационной и химической защиты осуществляется в специализированных складских помещениях (местах хранения).
Средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.
Хранение средств радиационной и химической защиты включает:
правильное устройство, оборудование, содержание и использование специализированных складских помещений (мест хранения);
прием поступающих средств радиационной и химической защиты на хранение и устранение выявленных недостатков;
подготовку средств радиационной и химической защиты для хранения с применением консервации;
подготовку мест хранения, обеспечение и поддержание в них необходимых условий (температуры, влажности и др.);
проведение лабораторных испытаний, проверки, поверки, ремонта и технического обслуживания средств радиационной и химической защиты;
соблюдение режима хранения средств радиационной и химической защиты в зависимости от их химических и физических свойств;
своевременную замену и освежение средств радиационной и химической защиты;
охрану специализированных складских помещений (мест хранения) и выполнение правил пожарной безопасности;
оснащение специализированных складских помещений (мест хранения) средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ;
проведение должностными лицами гражданской обороны периодических проверок организации хранения средств радиационной и химической защиты.
Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения):
Специализированные складские помещения (места хранения) по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать полную сохранность размещенного в них имущества и выдачу его в установленном порядке.
Деревянные помещения и конструкции должны быть обязательно обработаны огнестойким составом, а места соприкосновения их с грунтом - антисептиком.
Полы в специализированных складских помещениях (местах хранения) должны иметь твердое покрытие (бетон, асфальт и т.п.), стойкое к образованию крошки, песка и пыли, выдерживать нагрузку хранящегося имущества и средств механизации складских работ.
Вокруг специализированных складских помещениях (местах хранения) оборудуются бетонные или асфальтовые отмостки. Пороги наружных ворот хранилищ для предохранения от затекания поверхностных вод должны быть выше уровня отмостки и иметь защитные легкосъемные козырьки от проникновения грызунов.
Окна должны быть застеклены, иметь форточки и защитные металлические решетки (сетки), стекла окон окрашены с внутренней стороны в белый цвет для защиты имущества от солнечной радиации. В специализированных складских помещениях (местах хранения) должно быть электрическое рабочее и аварийное освещение. При отсутствии электросети используются аккумуляторные электрические фонари. Использование в помещениях осветительных приборов с открытым пламенем, а также применение горючих веществ запрещается.
В специализированных складских помещениях (местах хранения) должна быть естественная или приточная вентиляция. Требования к виду и схеме вентиляции определяются с учетом хранимых средств радиационной и химической защиты, вместимости и планировки хранилищ. Полуподземные и подземные хранилища, не имеющие устройств для сквозного проветривания, должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, снабженной запорными устройствами.
Склады могут иметь неотапливаемые и отапливаемые помещения. Последние должны быть оборудованы паровым или водяным центральным отоплением. По согласованию с органами государственного пожарного надзора допускается в отдельных хранилищах иметь печное отопление. По окончании отопительного периода топки печей пломбируются.
При хранении средств радиационной и химической защиты в специализированных складских помещениях они должны быть оснащены оборудованием, инвентарем и инструментом. Опись оборудования утверждается ответственным за хранение.
Специализированные складские помещения (места хранения) должны оборудоваться стеллажами, шкафами, поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты.
Стеллажи и поддоны устанавливаются от стен на расстоянии не менее 0,6 м. Проход между стеллажами должен быть 0,8 - 1,5 м в зависимости от хранящихся средств радиационной и химической защиты. По средней части хранилища, как правило, вдоль осевой линии, оставляется главный проход шириной 1,5 - 2 м. В тех случаях, когда двери (ворота) расположены в продольных стенах, оставляется проход во всю ширину дверей (ворот) поперек хранилища.
Хранение иных видов запасов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с требованиями нормативных технических документов.
4. Порядок контроля организации создания, хранения
и восполнения запасов
4.1. В соответствии с п. 6(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
4.2. В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России.
4.3. Контроль МЧС России осуществляется в ходе сбора информации о накопленных запасах в соответствии с приказом МЧС России от 16 февраля 2012 г. N 70ДСП "Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)" и методическими рекомендациям МЧС России по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны (от 17 июня 2016 г. N 2-4-71-34-11) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации представляют сводные сведения об обеспеченности запасами установленных категорий населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, а также сведения об обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты.
4.3.1. Организации, создающие запасы, представляют сведения о накопленных запасах в установленном порядке в органы местного самоуправления.
4.3.2. Органы местного самоуправления представляют сведения о накопленных запасах в установленном порядке в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4.3.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют сведения о накопленных запасах в установленном порядке в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
4.3.4. Федеральные органы исполнительной власти представляют сведения о накопленных запасах в установленном порядке в МЧС России ежегодно при подготовке ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны федерального органа исполнительной власти.
4.3.5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основании своих нормативных актов планируют в целях гражданской обороны объемы и сроки создания запасов, устанавливают номенклатуру, порядок и цели использования и восполнения запасов.
4.4. Восполнение израсходованных запасов осуществляется организацией (органом), создавшим эти запасы.
Восполнение запасов осуществляется в соответствии с решением руководителя организации (органа), определившей(-го) источники их восполнения, или за счет средств организаций, в интересах которых использовались потраченные запасы.
5. Организация планирования выдачи запасов
5.1. Планирование выдачи запасов для использования по предназначению осуществляется в мирное время и при введении степеней готовности на пунктах выдачи (Приложение N 9).
5.2. Выдача запасов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями осуществляется в соответствии с их планирующими и распорядительными документами.
5.3. Выдача средств индивидуальной защиты.
В соответствии с приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" выдача средств индивидуальной защиты из запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций для обеспечения защиты населения осуществляется на пунктах выдачи средств индивидуальной защиты по решению соответствующих руководителей органов и организаций с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления в запасах средств индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5.3.1. Выдача из запасов средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты населению для использования по предназначению осуществляется в соответствии с Планом распределения и выдачи средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, предназначенных для использования в военное время, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями (далее - План), к которому должно разрабатываться картографическое приложение.
Для разработки Плана используются следующие исходные данные:
статистические данные о численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе по возрастным категориям;
сведения о наличии имущества в запасах;
расчет потребности в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты для обеспечения населения;
сведения о выделении сил и средств (погрузочно-разгрузочные команды и автотранспорт по количеству и маркам) для обеспечения погрузки и вывоза средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты со складов (мест хранения) на пункты выдачи;
сведения о количестве и возможностях пунктов выдачи средств индивидуальной защиты органов дыхания, медицинских средств индивидуальной защиты и местах их размещения в городах и районах;
расчеты времени: на погрузку имущества со складов (мест хранения) на автотранспорте организаций, независимо от форм собственности, доставку имущества от складов (мест хранения) на пункты выдачи и выдачу средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты населению с пунктов выдачи (время движения автотранспортных колонн, погрузки имущества на автотранспорт и разгрузки на пунктах выдачи, возможности погрузочно-разгрузочных команд, количество и грузоподъемность автотранспорта и временные показатели);
возможности складских помещений (мест хранения) по отгрузке (выдаче) средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты получателю в установленные сроки (наличие погрузочных команд, средств механизации, эстакад, аварийного освещения, состояние подъездных путей и другие показатели).
5.3.2. Распределение и выдача средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты по номенклатуре и количеству получателям городов и районов производится пропорционально, исходя из наличия средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты на складах (местах хранения) и потребностей населения.
5.3.2. В целях сокращения сроков обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами индивидуальной защиты места хранения запасов должны быть максимально приближены к местам развертывания пунктов их выдачи.
Для обеспечения эвакуируемого населения допускается создание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты на сборных эвакуационных пунктах, а также на пунктах посадки на автотранспорт вблизи размещения радиационно, химически и биологически опасных объектов.
5.9. Пункты выдачи средств индивидуальной защиты могут создаваться как иные объекты, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", с назначением необходимого количества личного состава из спасательных команд (групп), в соответствии с приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034).
6. Порядок выдачи, утилизации и списания запасов средств
индивидуальной защиты
6.1. Годовые и поквартальные планы выдачи и закладки в запасы имущества разрабатываются назначенными в установленном порядке должностными лицами, в обязанности которых входит их учет, обеспечение сохранности и готовности к использованию запасов средств индивидуальной защиты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, и утверждаются решением руководителя органа (организации), создающего эти запасы.
6.2. Утилизация запасов средств индивидуальной защиты (заключение договоров (контрактов) на утилизацию и вывоз утилизируемых партий запасов), осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", от 3 сентября 2010 г. N 674 "Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" и от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным", приказов МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" и от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".
6.3. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации допускается, применительно к настоящим методическим рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета пришедших в негодное состояние или утраченных запасов.
В других случаях, при наличии у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций излишних запасов или не соответствия данных запасов требуемой номенклатуре, исходя из изменений возрастных показателей населения (персонала) или иных требований к накапливаемым запасам руководителем соответствующего уровня, может быть принято решение о передаче в другие субъекты Российской Федерации (органы местного самоуправления, учебные заведения и организации) по договорам (актам) передачи запасов с обязательным зачислением запасов в резерв материальных ресурсов.
Отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы должны подлежать утилизации в соответствии с требованиями стандартов на группы изделий, инструкций по эксплуатации. При невозможности утилизации отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы подлежат сбору в специально отведенные емкости и вывозу в места хранения и (или) захоронения промышленных отходов в соответствии с действующими правилами.
Кроме того, запасы, утратившие свои защитные и эксплуатационные свойства, после их списания могут направляться в учебных целях в образовательные и другие учреждения, за исключением лекарственных препаратов.
гражданской обороны
и защиты населения
генерал-лейтенант
О.Л.МАНУЙЛО
создаваемых запасов в районах возможного
катастрофического затопления
Примечание: номенклатура запасов, указанная в приложениях 1 - 6, носит рекомендательный характер и разъясняет возможные варианты создания запасов. Количество и виды запасов определяются руководителем организации или органа, их создающего, в зависимости от необходимости и наиболее вероятных угроз.
создаваемых запасов в районах возможного радиоактивного,
химического и биологического заражения (загрязнения)
создаваемых запасов в районах вероятного возникновения
очагов и зон пожаров
Примечание: конструкция средств индивидуальной защиты и спасения населения в районах ожидаемых пожаров должна быть надежна и проста в эксплуатации, позволять их использование любым человеком без предварительной подготовки.
создаваемых запасов в целях проведения эвакуации
материальных и культурных ценностей в безопасные районы
и обеспечения устойчивости функционирования организаций,
продолжающих работу в военное время
создаваемых запасов в целях проведения захоронения
трупов в военное время
создаваемых запасов в целях световой и других видов
маскировки (объектов и территорий)
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ
1. Рекомендуемые нормы суточного обеспечения
сухим пайком на одного человека в сутки
Примечание: в зависимости от наличия запасов продовольствия разрешается замена 170 граммов консервов мясных консервами мясорастительными (250 граммов), или консервами рыбными в масле (175 граммов), или консервами рыбными натуральными (250 граммов).
2. Рекомендуемые нормы суточного обеспечения
продовольствием на одного человека в сутки
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОДОЙ
Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещений | |||
1. ГОСТ 22.3.006-87 В. Нормы водоснабжения населения.
2. В числителе указаны нормы водообеспечения для питья взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), а в знаменателе - нормы для детей от 1 года и до 14 лет и кормящих матерей.
3. Норму для питья людям, выполняющим работу различной категории тяжести, умножают на коэффициенты, приведенные в нижеследующей таблице:
4. Норму водообеспечения для питья людям, находящимся большую часть суток в помещении с повышенной температурой, умножают на коэффициенты, приведенные в нижеследующей таблице:
ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТОВ ВЫДАЧИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(РАЗВЕРТЫВАЕТСЯ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПУНКТА ВЫДАЧИ СИЗ,
ВОЗМОЖНОСТИ ПУНКТА ВЫДАЧИ СИЗ - 180 - 200 ЧЕЛ./Ч)
┌───────────────────────────┐ │ Начальник пункта выдачи │ │ средств индивидуальной │ │ защиты │ └─────────────┬─────────────┘ \/ ┌───────────────────┬──────────────────┬──────────────────┐ │ │ │ │ \/ \/ \/ \/ ┌───────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌───────────────┐ │ Звено │ │ Звено │ │ Звено │ │ Звено │ │ разгрузки │ │ выдачи 10 чел. │ │ подготовки к │ │ технической │ │ 4 чел. │ │ │ │выдаче 11 чел. │ │проверки 4 чел.│ └───────────────┘ └────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘ Руководитель. Руководитель. Руководитель. Грузчики - 3 чел. Инструкторы по Инструкторы по Руководитель. ----------------- выдаче - 8 чел. подбору - 4 чел. Инструкторы- Итого: - 4 чел. Инструктор по Сортировщики - химики - 2 чел. обучению. 6 чел. Врач (фельдшер). ----------------- ---------------- ---------------- Итого: - 10 чел. Итого: - 11 чел. Итого: - 4 чел.
Примечание: штатная численность пункта выдачи СИЗ и его оснащенность определяется руководителем в зависимости от условий и объема выполняемых задач
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об ОСАГО
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ о рекламе
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о полиции
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ об ООО
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Уменьшение неустойки
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления