ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 июля 2018 г. N АКПИ18-560
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года",
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" (далее - Указ), опубликованным 10 мая 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 мая 2017 г. - в "Российской газете", 15 мая 2017 г. - в "Собрании законодательства Российской Федерации", на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - чемпионат мира по футболу и Кубок конфедераций), а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.
Подпунктом "а" пункта 12 Указа в названные периоды в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, запрещен оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему (за исключением экспонирования, учета, хранения и изъятия гражданского и служебного оружия и патронов к нему, передачи, перевозки, транспортирования, использования, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему в целях подготовки и проведения всероссийских и международных спортивных соревнований по стрелковым видам спорта, а также передачи, ношения, транспортирования и использования гражданского и служебного оружия и патронов к нему при исполнении работниками юридических лиц с особыми уставными задачами возложенных на них федеральным законом служебных обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции).
Кривошеев С.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного предписания Указа в той мере, в какой оно запрещает ношение оружия за пределами периодов и мест проведения спортивных мероприятий, а именно футбольных матчей на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу, ссылаясь на то, что оно противоречит положениям статей 3, 13, 24, 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ), принято с превышением полномочий, предоставленных Президенту Российской Федерации пунктом 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108), и неправомерно ограничивает его право ношения оружия в целях защиты и самообороны.
В обоснование своего требования административный истец указал на то, что имеет действующее разрешение на хранение и ношение приобретенного им огнестрельного оружия ограниченного поражения - револьвера "Гроза Р-02". Однако оспариваемым пунктом Указа в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. ему запрещено в районе его проживания в г. Москве, где отсутствуют объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу, носить и использовать оружие для целей самообороны даже при наличии угрозы его жизни и здоровью и в условиях необходимой обороны или крайней необходимости.
В судебном заседании административный истец и его представитель Л. поддержали заявленное требование.
Президент Российской Федерации поручил представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), которая в письменных возражениях на административный иск указала, что установленные в оспариваемой норме Указа положения, касающиеся оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, изданы Президентом Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представители Президента Российской Федерации Тулев В.О. и Иванов Э.И. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
7 июня 2013 г. в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций принят Федеральный закон N 108-ФЗ, которым обеспечивается и гарантируется в Российской Федерации безопасность физических лиц и юридических лиц, в том числе FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", участников спортивных соревнований, иных лиц, участвующих в мероприятиях, и зрителей (часть 1 статьи 12).
Согласно части 2 статьи 12 названного закона комплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.
Исходя из определений, приведенных в статье 2 поименованного закона, периодом подготовки чемпионата мира по футболу или Кубка конфедераций (далее - период подготовки спортивного соревнования) является период со дня вступления в силу Федерального закона N 108-ФЗ до даты начала отсчета месяца до даты проведения первого матча чемпионата мира по футболу или Кубка конфедераций, а периодом проведения чемпионата мира по футболу или Кубка конфедераций (далее - период проведения спортивного соревнования) - период с даты окончания периода подготовки спортивного соревнования до даты, которая наступит через месяц после даты проведения последнего матча чемпионата мира по футболу или Кубка конфедераций (пункты 10, 11).
Мероприятия по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций (далее - мероприятия) включают спортивные соревнования, а также деятельность, связанную с их подготовкой и проведением в Российской Федерации, организованную или одобренную FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018" (пункт 12 статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ).
Исполнительным комитетом международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) были утверждены даты проведения футбольных матчей с 14 июня по 15 июля 2018 г.
Первый матч FIFA состоялся 15 июля 2018 г., последний - 15 июля 2018 г.
По смыслу приведенных норм закона, период с 7 июня 2013 г. по 14 мая 2018 г. является периодом подготовки спортивного соревнования, а период с 15 мая по 15 августа 2018 г. является периодом проведения спортивного соревнования.
Следовательно, усиленные меры безопасности при проведении чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г. оспариваемым Указом были введены Президентом Российской Федерации в пределах периода проведения спортивного соревнования.
Федеральный закон N 108-ФЗ также закрепляет полномочие Президента Российской Федерации в период проведения спортивного соревнования вводить усиленные меры безопасности, перечень которых приводится в части 1 статьи 13 и включает в себя ограничение или запрещение оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ (пункт 10).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Являясь гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, при осуществлении полномочий обязан охранять права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, при этом он уполномочен издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 80, часть 1 статьи 82, части 1 и 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности.
Реализуя свои полномочия, в пределах компетенции Президент Российской Федерации в рамках реализации программы по обеспечению безопасности в периоды подготовки и проведения спортивных соревнований издал Указ, текст которого опубликован в установленном порядке.
Исходя из изложенного Президент Российской Федерации, издавая оспариваемый нормативный правовой акт, действовал в рамках предоставленных ему полномочий при соблюдении требований к форме, виду и процедуре его принятия.
Довод административного истца о том, что Президент Российской Федерации расширил запрет ношения оружия за пределы проведения спортивного соревнования, основан на неправильном толковании норм материального права.
В обоснование требования административный истец ошибочно ссылался на понятия спортивного соревнования и спортивного мероприятия, содержащиеся в пунктах 18 и 19 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", регулирующего отношения в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяющего основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Между тем отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, урегулированы специальным Федеральным законом N 108-ФЗ, которым определены периоды подготовки и проведения спортивного соревнования и мероприятия.
Пунктом 5 статьи 6 Федерального закона N 150-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций.
Оспариваемой нормой Указа, которая касается ограничения и запрета оборота оружия, предусмотрена одна из мер безопасности, введенных Президентом Российской Федерации в порядке и в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 10 части 1 статьи 13 Федерального закона N 108-ФЗ, и лишь на территориях, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу, а также в прилегающих к ним акваториях в с 25 мая по 25 июля 2018 г., которая прав административного истца не нарушает.
Положений, противоречащих Федеральному закону N 150-ФЗ, в подпункте "а" пункта 12 Указа не содержится.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
А.М.НАЗАРОВА
------------------------------------------------------------------