Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 5-АПГ18-17

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2018 г. N 5-АПГ18-17

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГорТрансЭнерго" о признании частично недействующим приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26 декабря 2016 г. N 478-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год"; об обязании принять новое тарифное решение, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ГорТрансЭнерго" на решение Московского городского суда от 20 ноября 2017 г., которым отказано в удовлетворении административного искового требования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ГорТрансЭнерго" Шатилова Б.Ю., представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Кузьминой Н.В., представителей Федеральной антимонопольной службы Лапухина Д.В., Калошина П.А., Манучаряна А.Ю., Овсянниковой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "ГорТрансЭнерго" (далее - ООО "ГорТрансЭнерго") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26 декабря 2016 г. N 478-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год" в части установленных для ООО "ГорТрансЭнерго" базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год (приложение 1), необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2017 - 2019 годы (приложение 2), индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год (приложение 3), а также о возложении на Департамент экономической политики и развития города Москвы обязанности по принятию нового тарифного решения и установления для ООО "ГорТрансЭнерго" базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год согласно экспертному заключению органа регулирования в размере 82 502,08 тыс. руб., необходимую валовую выручку (без учета потерь) на 2017 - 2019 годы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год.

Решением Московского городского суда от 20 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ГорТрансЭнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.

Относительно жалобы Федеральная антимонопольная служба и прокуратура г. Москвы представили возражения.

В судебное заседание представители прокуратуры города Москвы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике".

В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на основании которых рассчитываются долгосрочные тарифы, наряду с иными, относится базовый уровень подконтрольных расходов (подконтрольные расходы на первый долгосрочный период регулирования).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми приказом Федеральной службой по тарифам от 18 марта 2015 г. N 421-э (далее - Методические указания N 421-э).

Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26 декабря 2016 г. N 478-ТР (далее - постановление от 26 декабря 2016 г. N 478-ТР) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год, для ООО "ГорТрансЭнерго" определены базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год и необходимая валовая выручка (без учета потерь) на каждый год долгосрочного периода регулирования (2017 - 2019 годы).

По мнению общества, оспариваемый приказ не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. Органом регулирования не учтены доли при определении базового уровня подконтрольных расходов, предусмотренные пунктом 9 Методических указаний N 421-э, а также необоснованно применены значения коэффициентов нормализации и приведения затрат по уровню цен на уровне 2013 года.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказал в удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

Согласно материалам дела ООО "ГорТрансЭнерго" является территориальной сетевой организацией города Москвы, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ему как на праве собственности, так и по договорам аренды.

С 2013 года государственное регулирование в отношении общества осуществлялось с применением метода долгосрочной индексации. Долгосрочные параметры были определены до 2015 года. Установление тарифов на 2016 год производилось с применением метода экономически обоснованных затрат. С 2017 года в отношении общества осуществлен переход на первый долгосрочный период регулирования.

Из экспертного заключения, вынесенного по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом в 2017 г. в рамках долгосрочного периода регулирования 2017 - 2019 годов, следует, что величина базового уровня подконтрольных расходов ООО "ГорТрансЭнерго" определена экспертами органа регулирования в соответствии с пунктом 14 Методических указаний N 421-э.

В соответствии с данным пунктом расчет базового уровня подконтрольных расходов общества, как организации, осуществляющей переход на долгосрочный период регулирования, предусматривает применение коэффициента нормализации и коэффициента приведения затрат по уровню цен.

Для расчета подконтрольных расходов на 2017 год органом регулирования в соответствии с формулой 1 Методических указаний N 421-э данные показатели применялись согласно Приложению N 2 названных методических указаний за 2012 - 2013 годы.

Поскольку показатель коэффициента нормализации после 2013 года не изменялся, Департаментом экономической политики и развития города Москвы обоснованно приняты в расчет значения по последнему, приведенному в названных Методических указаниях, периоду, то есть для 2013 года.

Порядок расчета коэффициента приведения затрат по уровню цен установлен в Приложении N 8 Методических указаний N 421-э, согласно которому коэффициент приведения затрат по уровню цен для города Москвы всегда устанавливается равным единице. В этой связи обоснованно отклонены доводы административного истца об отсутствии в Методических указаниях N 421-э коэффициентов приведения затрат по уровню цен для города Москвы на 2015 год.

Также являются несостоятельным довод административного истца о необоснованном неприменении органом регулирования при установлении тарифов для ООО "ГорТрансЭнерго" пункта 9 Методических указаний N 421-э, согласно которому для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении территориальной сетевой организации базовый уровень операционных расходов общества определяется в 70% доле от базового уровня операционных расходов, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями N 228-э или с Методическими указаниями N 98-э, в зависимости от применяемого в отношении территориальной сетевой организации метода регулирования, и 30% доле от базового уровня операционных расходов для территориальной сетевой организации, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Отклоняя данный довод, суд исходил из того, что поскольку в отношении общества с 2017 года осуществляется переход на первый долгосрочный период регулирования то расчет операционных (подконтрольных) расходов в отношении данной территориальной сетевой организации должен осуществляться с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 14 Методических указаний N 421-э.

На основании изложенного суд сделал вывод, что в оспариваемой части приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26 декабря 2016 г. N 478-ТР не противоречит Закону об электроэнергетике, Основам ценообразования, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 20 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГорТрансЭнерго" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления