ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 марта 2017 г. N 305-КГ17-1657
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2016 по делу N А40-15340/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2017 по тому же делу,
по заявлению Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (Московская обл., Одинцовский р-он, р.п. Новоивановское, далее - ГУП МО "Мособлгаз") к Департаменту городского имущества города Москвы (г. Москва, далее - департамент)
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Чапаев Б.Ф., Кузнецов А.Е., Лункин Г.С., Карпухин Ю.В., Макрушин А.А., Чистяков А.А., Курочкин А.А., Ионов Б.А., Бучнев Ю.Б.,
ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту о признании незаконными отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оформленного письмом от 14.12.2015 N ДГИ-1-594509/15-1 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.01.2017, отказ департамента от 14.12.2015 N ДГИ-1-594509/15-1 признан незаконным.
Суд обязал департамент произвести оформление земельно-правовых отношений на 92 земельных участка на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства по заявлению от 13.11.2013 N исх-6322 (вх. от 25.11.2015 N ДГИ-1-594509/15) и представленным к нему документам в установленном законом порядке в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения статей 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Судами установлено, что 16.11.2015 с целью строительства газопровода заявитель обратился в департамент с заявлением N исх-6322 о предварительном согласовании предоставления земельных участков с целью строительства газопроводов для газификации жилых домов граждан.
Письмом от 14.12.2015 исх. ДГИ-8-594509/15-1 департамент отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на то, что в соответствии с принятым на совещании 05.12.2015 у Мэра Москвы С.С. Собянина решениями, земельно-правовые отношения подлежат оформлению в случае размещения газопроводов с рабочим давлением свыше 0,6 Мпа. Для размещения объектов с рабочим давлением менее 0,3 Мпа оформление земельно-правовых отношений не требуется.
Полагая, что отказ департамента является незаконным и нарушает его права, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды исходили из того, что правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являлись нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (статьи 39.14, 39.15) до принятия Правительством Москвы соответствующего правового акта.
Поскольку нормативных правовых актов, предусмотренных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующих данные отношения принято не было, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора, не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
в передаче кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Верховного Суда Российской Федерации
В.В.ПОПОВ
------------------------------------------------------------------