Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2018 N 306-КГ18-13567 по делу N А57-9401/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 ноября 2018 г. N 306-КГ18-13567

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжский терминал" (Саратовская обл., Балаковский район, п. Затонский; далее - заявитель, общество, ООО "Волжский терминал) на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2017 по делу N А57-9401/2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2018 по тому же делу по заявлению общества о признании недействительными и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, инспекция) от 25.01.2017 N 16328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 25.01.2017 N 91 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению в части (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Саратовской области от 06.04.2017), а также о признании недействительными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 15.05.2017 N 23 об отказе в возмещении полностью суммы НДС и N 249 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и о доначислении недоимки по НДС,

установил:

как установлено судами и следует из материалов дела, заявителем было приобретено имущество в виде оборудования и поставлено на бухгалтерский учет в качестве основных средств: гидроциклоны, горизонтальный экстрактор, конвейер экстрактора, конденсатор для гексана, насосы, резервуар для мисцеллы, сосуд для сбора конденсата, подающий конвейер для установки отгонки, фильтры с регулятором давления, выключатели.

В результате аварии, произошедшей 26.08.2015, горизонтальный экстрактор и все оборудование цеха было уничтожено и превратилось в лом.

В связи с этим в разделе 7 налоговой декларации за 1 квартал 2016 года ООО "Волжский терминал" отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

16.05.2016 ООО "Волжский терминал" представило в Межрайонную ИФНС России N 2 по Саратовской области уточненную налоговую декларацию по НДС N 1 за 1 квартал 2016 года. Сумма НДС к возмещению из бюджета была уменьшена на 1 907 рублей и составила 19 742 205 рублей.

Изменения внесены в декларацию в связи с ошибочным отражением в первичной декларации возврата авансовых платежей по строке 170 раздела 3 декларации. В уточненной декларации по НДС N 1 сумма возврата авансовых платежей была перенесена из строки 170 раздела 3 декларации в строку 120 раздела 3 декларации.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка первичной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2016 года была прекращена в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС N 1 от 16.05.2016.

07.06.2016 ООО "Волжский терминал" в Межрайонную ИФНС России N 2 по Саратовской области представлена уточненная налоговая декларация по НДС N 2 за 1 квартал 2016 года, сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, уменьшена на 1 704 853 рубля и составила 18 037 352 рубля.

Изменения внесены в строку 150 раздела 3 налоговой декларации на основании выявленных налоговым органом расхождений и по требованию от 26.05.2016 N 11571.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС N 1 за 1 квартал 2016 года была прекращена в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС N 2 от 07.06.2016.

09.06.2016 в Межрайонную ИФНС России N 2 по Саратовской области представлена уточненная декларация по НДС N 3 за 1 квартал 2016 года, сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, не изменилась и составила 18 037 352 рубля.

Изменения внесены в раздел 7 налоговой декларации (увеличена сумма реализации лома по коду 1010274) на основании выявленных налоговым органом расхождений и по требованию от 01.06.2016 N 11766.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС N 2 за 1 квартал 2016 года прекращена в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС N 3 от 09.06.2016.

Камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС N 3 за 1 квартал 2016 года проведена Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области и окончена 09.09.2016.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС N 3 за 1 квартал 2016 года установлено:

- в декларации за 1 квартал 2016 неправомерно завышен вычет по строке 120 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщиком покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнении работ, оказании услуг), передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя" с кодом операции "22" в виде возврата денежных средств в адрес АО "ТД Волжский" в размере 43 785 242,97 рублей;

- не восстановлены суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по частично самортизированному основному средству, в отношении его части, которая приходуется на склад в качестве лома и реализуется с применением освобождения, установленного подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

В результате проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 3 по НДС за 1 квартал 2016 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области установлено, что общая сумма исчисленного налога занижена на 20 295 605 рублей, сумма вычетов завышена на 43 785 243 рубля, завышен налог, заявленный к возмещению из бюджета, в размере 18 037 352 рублей, занижен налог, подлежащий уплате в бюджет в размере 46 043 496 рублей.

По результатам камеральной проверки по уточненной декларации по НДС N 3 за 1 квартал 2016 года составлен акт налоговой проверки от 22.09.2016 N 16602, вынесены решение от 25.01.2017 N 91 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, а также решение от 25.01.2017 N 16328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми ООО "Волжский терминал" отказано в возмещении суммы налога в размере 18 037 352 рублей, кроме того, доначислен налог, подлежащий уплате в бюджет, в размере 46 043 496 рублей, штраф по статье 122 Налогового кодекса в размере 6 875 123,20 рублей, пени в размере 2 743 039,02 рублей.

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Волжский терминал" отменило решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 25.01.2017 N 91 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", от 25.01.2017 N 16238 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части НДС, доначисленного в связи с необоснованным применением налоговых вычетов в общей сумме 43 785 243 рубля по контрагенту акционерному обществу "ТД Волжский" в виде возврата авансовых платежей, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафов.

Таким образом, с учетом решения УФНС России по Саратовской области от 06.04.2017 по итогам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Волжский терминал", оспариваемыми решениями от 25.01.2017 N 16238, от 25.01.2017 N 91 отказано в возмещении НДС в размере 18 037 352 рублей, доначислен налог в размере 2 258 253 рублей.

Кроме того, 28.07.2016 ООО "Волжский терминал" поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области) в связи с присвоением статуса крупнейшего налогоплательщика.

28.10.2016 ООО "Волжский терминал" представлена уточненная налоговая декларация по НДС N 4 за 1 квартал 2016 года в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, после составления и вручения акта налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 22.09.2016 N 16602.

В данной налоговой декларации сумма НДС к возмещению из бюджета уменьшена на 708 144 рубля и составила 17 329 208 рублей.

16.12.2016 ООО "Волжский терминал" представлена уточненная налоговая декларация по НДС N 5 за 1 квартал 2016 года.

Сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, уменьшена на 417 182 рубля и составила 16 912 026 рублей.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС N 4 за 1 квартал 2016 года прекращена в связи с представлением уточненной налоговой декларации N 5.

Изменения внесены в декларацию в связи с тем, что в уточненной налоговой декларации по НДС N 3 за 1 квартал 2016 года:

- ошибочно не был отражен Раздел 7;

- в уточненной налоговой декларации по НДС N 5 увеличена строка 070 "сумма налога с полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)" на 417 182 рубля (приведена в соответствии со стр. 070 УНД N 3);

- из состава налоговых вычетов исключены суммы возврата авансовых платежей в сумме 43 477 737 рублей от закрытого акционерного общества "Торговый дом "Волжский" из строки 120 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщиком покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнении работ, оказании услуг), передачи имущественных прав, подлежащая вычету у покупателя" в соответствии с Актом налоговой проверки от 22.09.2016 N 16602, составленного Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области.

Иные изменения в уточненную налоговую декларацию N 5 не внесены.

Камеральная проверка уточненной налоговой декларации N 5 по НДС за 1 квартал 2016 года проведена Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, окончена 16.03.2017.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации N 5 за 1 квартал 2016 года установлено, что в нарушение подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса ООО "Волжский терминал" не восстановлены суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по частично самортизированному основному средству, в отношении его части, которая приходуется на склад в качестве лома и реализуется с применением освобождения, установленного подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

По итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации N 5 по НДС за 1 квартал 2016 года Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области вынесены решение от 15.05.2017 N 23 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость в сумме 16 912 026 рублей, решение от 15.05.2017 N 249 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в размере 3 383 579 рублей.

Основанием для доначисления налоговыми органами суммы НДС по результатам камеральных налоговых проверок послужил вывод о том, что суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, по частично амортизированному основному средству, подлежат восстановлению на основании положений пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, при осуществлении необлагаемой (согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса) операции по реализации металлолома, полученного вследствие демонтажа основного средства.

В связи с данным выводом обществу был доначислен НДС в размере 20 295 604,63 рублей.

ООО "Волжский терминал", не согласившись с вынесенными решениями, обратилось с заявлениями в арбитражный суд.

Определением от 17.08.2017 Арбитражный суд Саратовской области объединил дела N А57-9401/2017 и N А57-18379/2017 в одно производство с присвоением номера дела N А57-9401/2017.

Таким образом, требования общества о признании недействительными указанных выше актов Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области и Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области были объединены в одно производство и являются предметом рассмотрения настоящего дела.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованным вывод налоговых органов о наличии обязанности восстановить НДС по правилам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, в случае, если налогоплательщик приобрел основные средства (материал), по которым был заявлен налоговый вычет по НДС, и в дальнейшем реализовал их как лом (операция, не облагаемая НДС), либо когда в процессе использования (эксплуатации) основных средств (материала) образуются два вида продукции: облагаемые НДС и лом черных металлов (в виде списания специнструмента, металлических отходов и т.д.), освобожденный от обложения НДС.

Отменяя решение суда первой инстанции, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что отходы лома, образовавшиеся из объектов основных средств в результате уничтожения, демонтажа, а также в результате аварии, не являются специально произведенным обществом товаром и не представляют из себя товар, приобретенный для производства продукции. Реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от приобретенных товаров.

Пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса, как указал суд апелляционной инстанции, содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, ранее правомерно заявленные к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у налоговых органов оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, согласившись с выводами, указанными в решении суда.

Не согласившись с судебными актами судов первой и кассационной инстанций, заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изучении доводов, изложенных в жалобе заявителя, по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель указывает на следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, определенном главой 21 Налогового кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, ранее правомерно заявленные к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Однако, как указано в подпункте 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома.

По мнению заявителя, отходы лома, образовавшиеся из объектов основных средств, в результате уничтожения, демонтажа, а также в результате аварии, не являются специально произведенным обществом товаром и не являются товаром, который общество приобрело для производства продукции. Реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от приобретенных товаров. Металлолом не обладает тождественностью с прежней вещью, а является другим товаром (имуществом), имеющим иные функциональную и стоимостную оценки.

Таким образом, как указывает заявитель, поскольку обществом реализовались не объекты основных средств, а металлолом, оставшийся после уничтожения объектов основных средств, у налогового органа отсутствовали основания для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса.

Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжский терминал" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.10.2017 по делу N А57-9401/2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2018 по тому же делу с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.В.ПАВЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления