Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 66-АПГ17-14

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 мая 2017 г. N 66-АПГ17-14

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 г. N 13 "Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования" (в редакции от 29 мая 2015 г. N 102), по апелляционной жалобе Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района на решение Иркутского областного суда от 8 декабря 2016 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Ибрагимова А.М., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Смолиной О.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26 декабря 2012 г. N 13 "Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования" (в редакции от 29 мая 2015 г. N 102) в части включения в границы р.п. Мишелевка городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: Усольское участковое лесничество (ТУ N 2 совхоз Мальтийский) в квартале 9 выдел 25; Усольское участковое лесничество (Мишелевская дача) в квартале 142 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13; Усольское участковое лесничество (ТУ N 12 совхоз Вельский) в квартале 22 выдел 1.

Решением Иркутского областного суда от 8 декабря 2016 г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Дума городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с не правильным определением обстоятельств дела, с нарушением норм материального права.

Думой городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района заявлено ходатайство об отложении слушания дела по причине предоставления дополнительных доказательств по делу.

Относительно доводов апелляционной жалобы Рослесхозом, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) и прокуратурой Иркутской области представлены возражения.

В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района, Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района, Главы городского поселения Мишелевского муниципального образования, Министерства лесного комплекса Иркутской области, Министерства экономического развития Российской Федерации, прокуратуры Иркутской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Рослесинфорг", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав представителя Минприроды России, представителя Федерального агентства лесного хозяйства и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии с Уставом Мишелевского муниципального образования, представительным органом городского поселения является Дума Мишелевского муниципального образования, к полномочиям которой отнесено принятие планов и программ развития муниципального образования, изменение границ муниципального образования.

Решением Думы Мишелевского муниципального образования Иркутской области от 26 декабря 2012 г. N 13 "Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования" утвержден Генеральный план городского поселения Мишелевского муниципального образования, которое опубликовано в газете "Новости" от 28 декабря 2012 г. N 141 (909).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки Генерального плана городского поселения в редакции от 29 мая 2015 г., предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.

Судом установлено, что согласно генеральному плану городского поселения Мишелевского муниципального образования от 26 декабря 2012 г. граница муниципального образования имеет пересечение с землями лесного фонда, а именно с Усольским участковым лесничеством ТУ N 2 совхоз Мальтийский в квартале 9 выдел 25; Мишелевская дача в квартале 142 выдел 1, в квартале 3 выдела 1-11, в квартале 4 выдела 1, 3, 5-11, 13; ТУ N 12 совхоз Вельский в квартале 22 выдел 1.

Данное обстоятельство подтверждено схемой графического наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства Иркутского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" (Прибайкальский филиал). Кадастровый инженер ФГБУ "Рослесинфорг" Головина С.В. в суде первой инстанции подтвердила факт включения земельных участков лесного фонда в границы городского поселения Мишелевского муниципального образования.

Право собственности Российской Федерации на лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 2 апреля 2010 г. и выпиской из государственного лесного реестра.

Согласно материалам дела 13 апреля 2012 г. в адрес главы городского поселения Мишелевского муниципального образования поступило заключение Правительства Иркутской области N 29 о согласовании проекта генерального плана муниципального образования.

Главой городского поселения Мишелевского муниципального образования 30 июля 2012 г. направлен на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации генеральный план городского поселения и копии полученных согласований от уполномоченных органов государственной власти Иркутской области, однако ответ на согласование получен не был.

Утверждение представительным органом местного самоуправления документов территориального планирования при непоступлении в установленный трехмесячный срок от уполномоченного федерального органа исполнительной власти к главе городского поселения заключения на проект генерального плана, не может явиться основанием для вывода о соблюдении порядка принятия генерального плана в отношении лесных участков включенных в границы городского поселения.

Минрегион России в соответствии с Порядком согласования наделяется только организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

В связи со специальным правовым режимом лесного фонда и в целях недопущения незаконного изъятия его участков при утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений необходимо согласование о включении лесных участков в земли населенных пунктов с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений. Рослесхоз не согласовывал оспариваемый нормативный правовой акт.

В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана муниципального образования без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Генеральный план Мишелевского муниципального образования был согласован с Правительством Иркутской области и министром лесного комплекса Иркутской области, в связи с чем процедура согласования исполнена, отклоняется, поскольку указанный орган исполнительной власти и должностное лицо не наделены специальными полномочиями по осуществлению согласования включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель.

Заявленное ходатайство об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению, поскольку судом исследованы те доказательства, которые были представлены сторонами. Невозможность предоставления в суд первой инстанции доказательств из архива Усольского района Иркутской области заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, Судебной коллегией не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 8 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления