Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 308-ЭС20-19230 по делу N А32-15538/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 г. N 308-ЭС20-19230

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2020 по делу N А32-15538/2019,

установил:

Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации МО город Краснодар (далее - администрация) о взыскании в пользу бюджета Краснодарского края 3 845 826 рублей 91 копейки вреда, причиненного в результате неправомерной выдачи ООО "Фрегат" разрешения на строительство от 17.12.2015 N RU 23306000-4306-р-2015 по проекту "Банкетный зал по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Сормовская, 2/7" (кадастровый номер земельного участка 23:43:0403024:601) объекту археологического наследия "Городище "ТЭЦ", в размере стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (наблюдений) на участке площадью 947,5 кв. м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Фрегат" и департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2020, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что при выявлении факта несоответствия требованиям градостроительного плана земельного участка, в котором указаны сведения о территории объектов культурного наследия, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство органа должен отказать в выдаче разрешения на строительство в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73 ФЗ).

Выдача разрешений на строительство органами местного самоуправления должна осуществляться только после получения соответствующих согласований регионального органа объектов культурного наследия, поскольку такие согласования являются обязательными в силу закона, а неполучение согласований может повлечь как необоснованную выдачу разрешений, так и причинение вреда объектам культурного наследия.

Границы территории объекта археологического наследия "Городище "ТЭЦ", первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, территория ТЭЦ, определены в разделе "Охрана историко-культурного наследия" в составе генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы от 26.01.2012 N 25, п. 15.

Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403024:601 расположен по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Сормовская, 2/7, на территории объекта археологического наследия - "Городище "ТЭЦ". Памятник поставлен на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.200 г. N 313-КЗ "О передаче объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края".

До настоящего времени указанный объект является объектом культурного наследия федерального значения, следовательно в отношении территории объекта культурного наследия распространяются ограничения, предусмотренные законодательством о государственной охране объектов культурного наследия, предусматривающие необходимость проведения на земельных участках, подвергавшихся интенсивной хозяйственной деятельности и застройке, спасательных археологических полевых работ в виде археологических наблюдений.

Суды необоснованно сослались на отчет о выполнении работ по государственному контракту от 08.04.2015 N 2015.17681, так как исследования проведены только в районе пересечения улиц Ставропольской и Старокубанской, улицы Стасова 159/6, на пересечении улиц Старокубанской и Селезнева, однако на иной территории исследования проведены не были.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, на основании заявления ООО "Фрегат" выдан градостроительный план от 25.03.2015 N RU 2330600000000000004778 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:601, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Сормовская, 2/7.

На чертеже градостроительного плана указаны сведения о том, что данный земельный участок расположен на территории памятника археологии - "Городище "ТЭЦ".

Департамент архитектуры и градостроительства администрации выдал разрешение на строительство от 17.12.2015 N RU 23306000-4306-р-2015 по проекту "Банкетный зал по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Сормовская, 2/7" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0403024:601.

Управление провело плановую выездную проверку ответчика, по результатам которой составлен акт от 08.04.2016, согласно которому установлен факт выдачи администрацией разрешений на строительство в границах зон охраны объектов культурного наследия без согласования с краевым органом охраны культурного наследия.

Из акта от 08.04.2016 следует, что спорный земельный участок по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации расположен на территории объекта археологического наследия федеральной категории историко-культурного значения - "Городище "ТЭЦ". В градостроительном плане земельного участка, утвержденном постановлением администрации от 25.03.2015 N 2713, имеются сведения о нахождении спорного земельного участка на территории объекта культурного наследия (чертеж градостроительного плана земельного участка; пункты 2.2.4, 3.2 градостроительного плана земельного участка).

При этом вся необходимая информация об объектах культурного наследия, границах территории и их зонах охраны, границах исторического поселения, ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в границах данных зон, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации отражена в Генеральном плане МО город Краснодар, размещенном в свободном доступе на официальном портале Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (http://fgis.economy.gov.ru/fgis/Strategis.FGISTest PageFGIS.aspx) и официальном сайте администрации.

Сведения о границах территории объектов культурного наследия, расположенных на территории МО город Краснодар, включены в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчетной документации, утвержденном постановлением Бюро отделения историко-филологических наук РАН от 27.11.2013 N 85 (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; далее - Закон N 73-ФЗ), единственным возможным вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.

Полагая, что объекту культурного наследия причинен вред в результате проведенных земляных и строительных работ, при строительстве здания банкетного зала поврежден археологический культурный слой на площади 947,5 кв. м, управление обратилось в арбитражный суд с иском.

Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно статье 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта археологического наследия в исключительных случаях понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 Закона N 73-ФЗ, с полным или частичным изъятием находок из раскопов с целью передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (пункт 9 статьи 45 Закона N 73-ФЗ).

Статья 61 Закона N 73-ФЗ, предусматривающая обязанность лиц, причинивших вред объектам археологического наследия, возместить этот вред в виде оплаты стоимости указанных в статье 40 Закона N 73-ФЗ мероприятий, необходимых для сохранения данного объекта, не исключает действия общих положений Кодекса о возможности взыскания требующихся документально обоснованных, но еще не понесенных расходов.

Между тем, согласно письмам управления от 15.12.2015 N 78-7805/15-01-22 и от 12.01.2018 N 78-19-166/18 памятник был уничтожен в первой половине XX века при строительстве и хозяйственной деятельности. В настоящее время территория городища спланирована и полностью застроена, границы памятника определяются условно.

На основании отчета о выполнении работ по государственному контракту от 08.04.2015 N 2015.17681 "Оказание услуг по мониторингу состояния объектов археологического наследия на территории муниципального образования город Краснодар (4 объекта)" признаки объектов археологического наследия на данной территории отсутствуют.

Согласно акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей исключение объекта культурного (археологического) наследия "Городище "ТЭЦ" из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составленным ФГБОУ науки Институтом археологии РАН в период проведения экспертизы с 28.11.2019 по 06.12.2019, исключение объекта культурного (археологического) наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является обоснованным. Культурный слой на территории указанного объекта культурного наследия полностью отсутствует. Предмет охраны и историко-культурное значение объекта культурного наследия федерального значения "Городище "ТЭЦ" отсутствуют.

ООО "Фрегат" и НАО "Наследие Кубани" заключили договор от 07.02.2019 N 06/2019-ОЗУ на выполнение детальной археологической разведки на земельном участке, подлежащем хозяйственному освоению, с целью установления наличия (отсутствия) культурного слоя объекта археологического наследия на территории земельного участка общей площадью 4728 кв. м (кадастровый номер 23643604030246601).

Согласно научно-техническому отчету от 26.03.2019, выполненному по результатам проведения археологической разведки с осуществлением локальных земляных работ на спорном земельном участке, на исследуемом участке признаков грунтовых могильников, отдельных археологических объектов и предметов не выявлено.

Таким образом, суды установили отсутствие фактического существования объекта культурного (археологического) наследия федерального значения "Городище "ТЭЦ". Доказательств, подтверждающих причинение ущерба администрацией памятнику археологии "Городище "ТЭЦ" в размере, соответствующем фактической площади нарушения (разрушения) культурного слоя, истцом не представлено.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления