ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 марта 2023 г. N 308-ЭС22-26480
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Военного комиссариата Республики Дагестан на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2022 по делу N А15-3960/2020,
доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291.6, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Из судебных актов и материалов дела следует, что согласно государственному контракту от 02.12.2019 N 0103100018019000007-0103100018019000007-9427-12 индивидуальный предприниматель Ялбабаев Ялбаба Садиевич был обязан оказывать Военному комиссариату Республики Дагестан автотранспортные услуги по перевозке призывников. Объем, качество, сроки и место оказания услуг определены в техническом задании к контракту (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 3.2.1 контракта предприниматель обязан оказывать услуги по осуществлению перевозок на основании заявок представителя Военного комиссариата Республики Дагестан; осуществлять перевозки по кратчайшим маршрутам; при совпадении маршрута движения через несколько пунктов сбора военных комиссариатов по муниципальным образованиям Республики Дагестан перевозку осуществлять с максимальной загруженностью и наименьшим количеством транспортных средств с заездами в военные комиссариаты по муниципальным образованиям Республики Дагестан по пути следования с последующей оплатой по фактическим расходам. Заявка должна включать сведения о пунктах отправления и прибытия, количестве призывников/сопровождающих, номере команды, старшем команды, времени и месте подачи автотранспорта под посадку.
Цена контракта с учетом дополнительного соглашения от 26.06.2020 установлена в твердой сумме 1 601 382 руб. и исчислена из расчета стоимости единицы услуги (1 час работы) в размере 4096 руб. на перевозки автобусами вместимостью до 20 человек и 4000 руб. - автобусами вместимостью более 20 человек.
Оказанные предпринимателем услуги на данную сумму приняты и оплачены заказчиком.
В связи с тем, что вследствие принятых на территории Республики Дагестан карантинных мероприятий, в частности закрытие въездов-выездов из муниципальных образований, время доставки призывников значительно увеличилось по сравнению с предусмотренным в контракте расчетным временем, тем самым стоимость услуг увеличилась, предприниматель по акту от 03.08.2020 N 4 дополнительно предъявил заказчику к оплате автотранспортные услуги на сумму 1 125 680,32 руб., оказанные с 16.05.2020 по 30.06.2020. Акт возвращен предпринимателю без оплаты в связи тем, что предусмотренные контрактом денежные средства выплачены в полном объеме.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования индивидуального предпринимателя, исходил из того, что услуги, зафиксированные в акте от 03.08.2020 N 4, оказывались по заявкам представителей военного комиссариата, поданным и принятым к исполнению в соответствии с условиями контракта. По достижении твердой цены контракта предприниматель продолжал оказывать услуги по требованию заказчика, поскольку это было необходимо для защиты публичных интересов - исключения возможности срыва воинского призыва и причинения ущерба безопасности государства, действовал при этом добросовестно. Объем исполненных услуг на запрошенную сумму суд счел подтвержденным.
Суд также установил, что превышение в ряде случаев нормативного времени поездки от призывных военных пунктов по муниципальным образованиям Республики Дагестан до Республиканского сборного пункта вызвано непредвиденными и непредотвратимыми обстоятельствами - закрытием в рамках карантинных мероприятий блокпостами (стационарными контрольно-заградительными постами) въездов и выездов различных муниципальных образований Республики Дагестан.
Суд округа проверил выводы суда апелляционной инстанции и признал их соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом апелляционной инстанции, и имеющимся в деле доказательствам.
Позиция судов, выраженная в обжалуемых судебных актах, свидетельствует о надлежащей правовой квалификации установленных обстоятельств дела, о правильном применении норм материального и процессуального права и подтверждается материалами дела.
Суды обоснованно учли, что весь объем услуг, оказанный предпринимателем в рамках исполнения контракта, был необходим для достижения публично-значимых целей, закрепленных в Федеральном законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", имеющим в данном случае приоритетное значение перед целями, защищаемыми Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявки, как оплаченные, так и предъявленные по акту от 03.08.2020 N 4, составлены по форме, определенной контрактом (приложение N 5), и предусматривают указание заказчиком требуемой вместимости автотранспортного средства, планируемого времени его использования, времени подачи, пункта отправления и пункта прибытия, количества призывников и сопровождающих. В заявках отмечаются фактическое время прибытия в конечный пункт, время использования транспорта в поездке.
Вопреки доводам Военного комиссариата Республики Дагестан заявки не содержат сложных маршрутов, предполагающих заезд в несколько муниципальных образований по пути следования, расчета общей численности команд и призывников, которые могли бы быть перевезены таким способом исходя из запрошенной вместимости транспортных средств, а также планируемого общего времени перевозки.
Согласно пункту 7.3 контракта приемка заказчиком оказанных услуг производится после представления следующих документов: копии путевого листа с отметками представителя заказчика и исполнителя, копии заявки представителя заказчика с отметкой исполнителя, поименного списка перевозимых граждан, заверенного печатью, приложения к счету, акта оказанных услуг.
Иной порядок оплаты услуг, в том числе с учетом установленной пунктом 3.2.1 контракта обязанности предпринимателя рационализировать маршруты и время перевозки, не предусмотрен.
В обжалуемых судебных актах отражено, что надлежащих доказательств, опровергающих оказание по заявкам представителей военного комиссариата необходимых услуг по перевозке призывников на требуемую предпринимателем сумму, ответчиком и третьим лицом не представлено.
Доводы жалобы о завышении времени перевозок и об отсутствии по ряду из них первичных учетных документов проверены и отклонены судами нижестоящих инстанций с учетом имеющихся доказательств, переоценка которых на входит в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Военному комиссариату Республики Дагестан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
------------------------------------------------------------------