ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 февраля 2023 г. N 305-ЭС22-27530
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) на постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2022 по делу N А41-94065/2021 Арбитражного суда Московской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тишина" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в перерасчете земельного налога на принадлежащие обществу земельные участки за 2020 год с кадастровыми номерами 50:20:0080306:51, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50 по уточненному сообщению об исчисленной сумме земельного налога от 27.08.2021 N 1174864: о признании недействительным уточненного сообщения от 27.08.2021 N 1174864 в части произведенного перерасчета; о признании недействительным требования N 96748 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.10.2021 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 11 608 754 рублей и пени в сумме 1 506 706 рублей 66 копеек; о признании недействительным решения инспекции от 17.11.2021 N 16568 о взыскании налога; об обязании инспекции принять решение о перерасчете земельного налога за 2020 год по налоговой ставке в размере 0,3 процента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57 - за полный 2020 год, 50:20:0080306:50 - за 10 календарных месяцев 2020 года,
согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является "43.12 Подготовка строительной площадки", среди дополнительных видов деятельности налогоплательщик может выполнять "Строительство жилых и нежилых зданий", "Работы строительные отделочные", "Работы строительные специализированные прочие".
В 2020 году налогоплательщик являлся собственником 296 земельных участков, из которых 294 имеют вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". В частности, обществу принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0080306:51, 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Земельный участок 50:20:0080306:50 по решению заявителя был размежеван 01.10.2020 на 291 земельный участок.
Обществом 26.02.2021 произведена уплата земельного налога за 2020 год с применением льготной ставки налога 0,3 процента в общем размере 3 356 531 рублей. Инспекция сообщением от 28.05.2021 N 801419 подтвердила обоснованность исчисления данного налога в заявленном налогоплательщиком размере.
Впоследствии налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога и сформировано уточненное сообщение от 27.08.2021 N 1174864 об уплате налога за 2020 год в сумме 16 780 285 рублей. Перерасчет произведен с применением ставки 1,5 процента в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 05.11.2019 N 7/10 "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области", поскольку общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность. В отношении участков с кадастровыми номерами 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, имеющих вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", налоговым органом применена ставка 0,3 процента.
Инспекцией выставлено требование N 96748 об уплате земельного налога в размере 11 608 754 рублей и пени в сумме 1 506 706 рублей 66 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 24.11.2021 N 07-12/088217@ жалоба общества на действия инспекции оставлена без удовлетворения.
В связи с неисполнением требования об уплате налога инспекцией принято решение от 17.11.2021 N 16568 о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.04.2022 заявление общества в части признания недействительным решения налогового органа от 17.11.2021 N 16568 оставлено без рассмотрения. В остальной части заявление общества удовлетворено частично: признано недействительным требование инспекции N 96748 от 05.10.2021 в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 83 966 рублей 97 копеек; в остальной части в удовлетворения заявления отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды исходили из того, что земельные участки были приобретены налогоплательщиком для их дальнейшей перепродажи, не использовались по назначению и не предназначались для личных (бытовых) нужд, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2022 принятые по делу судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении заявленных требований; в данной части заявление налогоплательщика удовлетворено. В остальной части судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
При этом суд округа указал, что при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций не был учтен механизм налогообложения земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим и юридическим лицам, на условиях осуществления на них жилищного строительства и наличие установленных законом правовых последствий в случае отсутствия возведенных объектов недвижимости. Суд кассационной инстанции отклонил довод инспекции об использовании обществом участков не в соответствии с тем видом разрешенного использования, который указан в ЕГРН.
Инспекция обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт суда кассационной инстанции в связи с существенными нарушениями судом норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов жалобы налогового органа по материалам дела, истребованного из Арбитражного суда Московской области, установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Выражая несогласие с принятым по делу постановлением суда кассационной инстанции, инспекция полагает, что судом округа неправильно применен абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2020.
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области" от 05.11.2019 N 7/10 предусмотрены ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) в размере 0,3 процента; для прочих земельных участков в размере 1,5 процента.
Инспекция отмечает, что действующая в рассматриваемый налоговый период редакция указанных положений налогового законодательства дает основания полагать, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению. В отношении же земельных участков для индивидуальной жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, отсутствуют основания для применения пониженной ставки по земельному налогу.
При этом налоговый орган ссылается на установленные в ходе мероприятий налогового контроля факты коммерческого использования земельных участков, их межевания и перепродажи физическим лицам. Так, в 2020 году земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080306:50 был разделен на 291 земельный участок. Из вновь образованных участков 23 участка реализованы в 2020 году физическим лицам по договорам купли-продажи.
Таким образом, инспекция считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в отношении принадлежащих обществу в 2020 году спорных земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", учитывая обстоятельства их коммерческого использования, налоговым органом был правомерно исчислен земельный налог с применением налоговой ставки в размере 1,5 процентов, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.
В поддержку своих доводов налоговый орган ссылается также на судебно-арбитражную практику по аналогичным спорам.
Изложенные в жалобе инспекции доводы заслуживают внимания, в этой связи кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
передать кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
------------------------------------------------------------------