ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 7 мая 2018 г. N 305-АД18-1208
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. изучил по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А40-110654/2017 Арбитражного суда города Москвы
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о привлечении к административной ответственности,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - предприятие) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.09.2017, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, заявленное требование удовлетворено; предприятию назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 решение суда отменено, в удовлетворении заявления управлению отказано.
В кассационной жалобе административный орган ставит вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции в связи с допущенными, по его мнению, существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов управления по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприятие имеет лицензию N 108074 на оказание услуг почтовой связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Гражданин Горовенко А.В. направил в административный орган обращение (получено 02.02.2017), в котором сообщил, что по регистрируемому почтовому отправлению с идентификатором N 19085498080084 имело место нарушение предприятием контрольного срока пересылки заказного письма.
Указанное почтовое отправление было принято 30.05.2016 в отделении почтовой связи г. Санкт-Петербург (отправитель - Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области), 08.06.2016 поступило в адресное отделение почтовой связи г. Тамбов (получатель - Горовенко Анатолий Витальевич), с нарушением на 4 дня контрольного срока пересылки заказного письма, установленного в подпункте "а" пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160.
Должностными лицами управления на основании вышеуказанного обращения были выявлены нарушения законодательства и условий осуществления деятельности в соответствии с упомянутой лицензией, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 03.03.2017 N АП-77/14/967 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления о привлечении предприятия к административной ответственности, апелляционный суд исходил из того, что необеспечение предприятием качества услуг почтовой связи при пересылке заказного письма разряда "Судебное" подлежит квалификации по статье 13.26 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции сделал вывод о неправильной квалификации вмененного предприятию правонарушения.
Выражая несогласие с обжалуемым судебным актом, административный орган полагает, что совершенное предприятием правонарушение следовало квалифицировать именно по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку статья 13.26 КоАП РФ предусматривает ответственность только за нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, но не пересылки. В связи с этим, выводы апелляционного суда о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленного административным органом требования являются ошибочными.
Доводы административного органа заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
передать кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Д.В.ТЮТИН
------------------------------------------------------------------