ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 декабря 2016 г. N 51-КГ16-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 декабря 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Краснощековского района Алтайского края в интересах несовершеннолетнего Еремина Д.Р. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации
по кассационной жалобе действующей на основании доверенности заместителя управляющего Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Карташовой С.Б. на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю., Толокольниковой Ю.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Краснощековского района Алтайского края 3 сентября 2015 г. обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Еремина Д.Р. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ) о возложении обязанности предоставить за счет средств федерального бюджета технические средства реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор Краснощековского района Алтайского края (далее также - прокурор) указал, что Еремин Д.Р., <...> года рождения, является ребенком-инвалидом.
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 24 ноября 2014 г. Еремину Д.Р. в период с 1 января 2015 г. по 1 января 2017 г. необходимы следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных базовая прогулочная для детей-инвалидов 45 см 27 кг 40 см; обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки: 2 пары в год; обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке: 2 пары в год; ходунки на колесах 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обувь на аппарат 2 шт.; аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт.
22 января 2015 г. законный представитель несовершеннолетнего Еремина Д.Р. - Еремина В.А. обратилась в филиал N 7 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации. Еремин Д.Р. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем Ереминой В.А. выдано уведомление, однако технические средства реабилитации Еремину Д.Р. предоставлены не были.
Согласно информации, предоставленной директором филиала N 7 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в прокуратуру Краснощековского района Алтайского края 1 сентября 2015 г., в связи с отсутствием у регионального отделения средств федерального бюджета, за счет которых возможно профинансировать предоставление заявителю технических средств реабилитации в отобранной в установленном законом порядке организации, а также наличием законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительностью процедуры заключения государственных контрактов, выдать направление Еремину Д.Р. на получение технических средств реабилитации в пределах установленного срока не представилось возможным.
Прокурор просил возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность предоставить Еремину Д.Р. необходимые средства технической реабилитации, предусмотренные его индивидуальной программой реабилитации.
В связи с выдачей Еремину Д.Р. через законного представителя направления на получение либо изготовление обуви ортопедической сложной без утепленной подкладки (2 пары), обуви ортопедической сложной с утепленной подкладкой (2 пары), кресла-коляски с ручным приводом для больных базовой прогулочной для детей-инвалидов 45 см 27 кг 40 см, ходунков на колесах (1), прокурор Краснощековского района Алтайского края и законный представитель Еремина Д.Р. отказались от исковых требований в указанной части.
Определением Краснощековского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015 г. производство по делу в части указанных исковых требований прекращено.
Уточнив исковые требования в судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил обязать ответчика выдать направление на получение либо изготовление технических средств (изделий) реабилитации Еремину Д.Р.: кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обувь на аппарат 2 шт.; аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт. за счет средств федерального бюджета.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 г. исковые требования прокурора Краснощековского района Алтайского края в интересах несовершеннолетнего Еремина Д.Р. удовлетворены. На Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выдать Ереминой В.А. направление на получение либо изготовление за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации для ребенка-инвалида Еремина Д.Р., 30 мая 2006 года рождения: кресла-стула с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обуви на аппарат 2 шт.; аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт. С Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе действующей на основании доверенности заместителя управляющего Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Карташовой С.Б. ставится вопрос об отмене решения Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 29 августа 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 31 октября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции прокурор Краснощековского района Алтайского края и законный представитель несовершеннолетнего Еремина Д.Р. - Еремина В.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явились, сведений о причинах неявки не представили. Прокурором Краснощековского района Алтайского края Плехановым А.С. направлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которой выражено несогласие с приведенными в жалобе доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на нее прокурора Краснощековского района Алтайского края, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Еремин Д.Р., 30 мая 2006 года рождения, является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена Еремину Д.Р. сроком до 30 мая 2024 г., что подтверждается справкой серии МСЭ-2014 N <...>, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N 21 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю 24 ноября 2014 г.
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 24 ноября 2014 г. Еремину Д.Р. в период с 1 января 2015 г. по 1 января 2017 г. необходимы следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных базовая прогулочная для детей-инвалидов 45 см 27 кг 40 см; обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки: 2 пары в год; обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке: 2 пары в год; ходунки на колесах 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) 1 шт.; обувь на аппарат 2 шт.; аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт.
22 января 2015 г. законный представитель несовершеннолетнего Еремина Д.Р. - Еремина В.А. обратилась в Филиал N 7 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, в котором просила обеспечить Еремина Д.Р. указанными техническими средствами реабилитации.
Указанное заявление принято на рассмотрение Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) и 22 января 2015 г. Еремин Д.Р. поставлен на учет для изготовления указанных технических средств реабилитации, о чем была уведомлена законный представитель Еремина Д.Р. - Еремина В.А.
Прокуратурой Краснощековского района Алтайского края проводилась проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
Согласно информации, предоставленной директором филиала N 7 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в прокуратуру Краснощековского района Алтайского края 1 сентября 2015 г., в связи с отсутствием у регионального отделения средств федерального бюджета, за счет которых возможно профинансировать предоставление Еремину Д.Р. технических средств реабилитации в отобранной в установленном законом порядке организации, а также наличием законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительностью процедуры заключения государственных контрактов, выдать направление Еремину Д.Р. на получение технических средств реабилитации в пределах установленного срока не представилось возможным.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Краснощековского района Алтайского края, заявленных в интересах несовершеннолетнего Еремина Д.Г., о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, суд, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, исходил из того, что Еремин Д.Р. не был обеспечен техническими средствами реабилитации и ему не было выдано направление на изготовление либо получение технических средств реабилитации, в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком не была исполнена предусмотренная законом обязанность по предоставлению Еремину Д.Р. технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, и истец вправе требовать от страховщика исполнения обязательств по обеспечению данными техническими средствами.
При этом суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что Еремину Д.Р. не предоставлены технические средства реабилитации в связи с недостаточностью средств федерального бюджета, выделенных Фонду социального страхования Российской Федерации, за счет которых возможно было бы профинансировать их предоставление в организации, отобранной в установленном законом порядке, что порождает наличие очередности в предоставлении технических средств реабилитации инвалидам, а также доводы о наличии законодательного запрета на размещение государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительность процедуры заключения государственных контрактов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд.
С указанным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Подпунктом "а" пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 г. N 657н, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем не установил юридически значимые обстоятельства для дела (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а потому выводы суда о нарушении ГУ - Алтайским региональным отделением ФСС РФ права Еремина Д.Р. на обеспечение техническими средствами реабилитации, восстановление которого возможно путем возложения на ответчика обязанности выдать направление на изготовление либо получение технических средств реабилитации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, не могут быть признаны правомерными.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального закона, толкование которых дается в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 января 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Краснощековский районный суд Алтайского края.
------------------------------------------------------------------