ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 июля 2018 г. N 5-КГ18-87
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июля 2018 г. гражданское дело по иску Баулина Романа Вячеславовича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы о признании приказов в части расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел незаконными, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Баулина Р.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Баулина Р.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Золотовой Е.В., Милюкова С.В. и Курсаева А.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей доводы жалобы обоснованными, обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Баулин Роман Вячеславович 22 сентября 2016 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России), ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы (далее также - ликвидационная комиссия ФМС России) о признании приказов в части расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел незаконными, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Баулин Р.В. ссылался на то, что он с 30 августа 2004 г. по 9 сентября 2016 г. являлся сотрудником органов внутренних дел.
Приказом МВД России от 8 июня 2011 г. N 560 л/с Баулин Р.В. был прикомандирован к Федеральной миграционной службе (далее также - ФМС России) - Управлению Федеральной миграционной службы по г. Москве (далее также - УФМС России по г. Москве) с оставлением в кадрах органов внутренних дел.
На момент издания Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) Баулин Р.В. занимал должность инспектора по особым поручениям отдела организации противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России, имел звание майора внутренней службы.
В связи с упразднением ФМС России на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Баулин Р.В. 8 апреля 2016 г. был уведомлен о предстоящем расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 августа 2016 г. N 907 л/с с майором внутренней службы Баулиным Р.В., прикомандированным к ФМС России, расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 31 августа 2016 г. N 434 л/с установлена дата увольнения Баулина Р.В. со службы в органах внутренних дел - 9 сентября 2016 г.
По мнению Баулина Р.В., его увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения он являлся сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы к УФМС России по г. Москве, и должен был быть зачислен в распоряжение МВД России, которое, в свою очередь, обязано было провести мероприятия, связанные с его трудоустройством: предложить ему равноценную либо нижестоящую должность в органах внутренних дел, а в случае его несогласия ни с одним из предложенных вариантов либо отсутствия вакантной должности, которую он мог занять в соответствии с его образованием, квалификацией и состоянием здоровья, он подлежал увольнению из органов внутренних дел. Процедура увольнения ответчиками соблюдена не была, истец подавал рапорт на имя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России, в котором выразил согласие с предложенной ему должностью старшего инспектора по особым поручениям отдела противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Главного управления по вопросам миграции МВД России. Однако в переводе на указанную должность Баулину Р.В. было отказано. После утверждения штатного расписания вновь созданного подразделения по вопросам миграции МВД России истцу не были предложены вакантные должности, имеющиеся в структуре органа внутренних дел на момент его увольнения, не была принята во внимание целесообразность использования его как сотрудника органов внутренних дел на службе с учетом его деловых, личных качеств, а также семейных обстоятельств, состояния здоровья и возраста.
Уточнив исковые требования, Баулин Р.В. просил признать незаконным приказ МВД России от 15 августа 2016 г. N 907 л/с в части расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел Баулина Р.В.; признать незаконным приказ ФМС России от 31 августа 2016 г. N 434 л/с в части расторжения контракта и увольнения со службы Баулина Р.В.; восстановить Баулина Р.В. на службе в органах внутренних дел с зачислением в распоряжение МВД России с 31 августа 2016 г.; взыскать в пользу Баулина Р.В. с МВД России за время вынужденного прогула до даты восстановления на службе 189 932,50 руб., а также компенсацию морального вреда: с МВД России в сумме 20 000 руб., с ФМС России - 20 000 руб.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 февраля 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена ликвидационная комиссия ФМС России.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 г. в удовлетворении исковых требований Баулина Р.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Баулиным Р.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 13 марта 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 23 мая 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Баулин Р.В. с 30 августа 2004 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 8 июня 2011 г. N 560 л/с старший лейтенант милиции Баулин Р.В. был прикомандирован к ФМС России - УФМС России по г. Москве с оставлением в кадрах МВД России.
С июня 2011 года по сентябрь 2012 года Баулин Р.В. состоял в должности инспектора отделения по району Бескудниково УФМС России по г. Москве, с сентября 2012 года по июнь 2014 года - в должности старшего инспектора отделения по району Бескудниково УФМС России по г. Москве, с июня по октябрь 2014 года - в должности заместителя начальника отделения по району Ховрино УФМС России по г. Москве.
С октября 2014 года Баулин Р.В. проходил службу в должности инспектора по особым поручениям отдела организации противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба была упразднена, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, а также штатная численность с сокращением на 30 процентов (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
8 апреля 2016 г. майор внутренней службы Баулин Р.В. был уведомлен заместителем руководителя Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 августа 2016 г. N 907 л/с с майором внутренней службы Баулиным Р.В., прикомандированным к ФМС России, расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
24 августа 2016 г. Баулин Р.В. ознакомлен с представлением к увольнению из органов внутренних дел, содержащим сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья, наличии у него права на получение социальных гарантий.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 31 августа 2016 г. N 434 л/с с майором внутренней службы Баулиным Р.В., инспектором по особым поручениям отдела организации противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России, в связи с увольнением по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расторгнут контракт и установлена дата увольнения - 9 сентября 2016 г.
19 сентября 2016 г. председателем ликвидационной комиссии ФМС России был издан приказ N 448 л/с, согласно которому Баулину Р.В. в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 93 приказа ФМС России от 12 февраля 2014 г. N 62 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе" назначено выплачивать ежемесячно оклад по специальному званию в размере 11 500 руб. с 10 сентября 2016 г. по 9 сентября 2017 г. включительно.
Разрешая спор и отказывая Баулину Р.В. в удовлетворении исковых требований о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении на службе, зачислении в распоряжение МВД России, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты Федеральной миграционной службы, регламентирующие, в частности, порядок прохождения службы в структуре Федеральной миграционной службы прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ Федеральной миграционной службы от 14 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришел к выводу о том, что порядок увольнения истца по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, ответчиками не нарушен, увольнение Баулина Р.В. произведено уполномоченным лицом при наличии соответствующих оснований.
Суд первой инстанции также отметил, что полномочия по принятию решения о направлении прикомандированного к ФМС России сотрудника органов внутренних дел для прохождения службы в конкретный территориальный орган ФМС России и последующем назначении на должность, увольнении с должности отнесены к компетенции директора ФМС России, а в Указе Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 отсутствует указание на то, что сотрудники ликвидированной ФМС России принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Поскольку Баулин Р.В. проходил службу в ФМС России - самостоятельном федеральном органе исполнительной власти - прекращение его контракта с УФМС России по г. Москве в связи с ликвидацией указанного органа не порождает для истца трудовых прав в других органах исполнительной власти.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что доказательств намерения истца поступить на должность в органы внутренних дел не представлено, в связи с этим МВД России не могло оказать содействия в трудоустройстве Баулина Р.В. Доводы истца о том, что, будучи прикомандированным к Управлению Федеральной миграционной службы по г. Москве на момент увольнения, он оставался в кадрах МВД России и ему должны были быть предложены вакантные должности в МВД России, суд первой инстанции признал основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно сославшись на то, что основания для зачисления Баулина Р.В. в распоряжение МВД России для дальнейшего трудоустройства отсутствовали, поскольку решения об окончании его прикомандирования к ФМС России руководством МВД России принято не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить служб у в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 названного федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 547 утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учетом особенностей, установленных Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).
Из приведенного правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, включая гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 этого указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. издано распоряжение N 1025-р.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии ФМС России предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
Определенные гарантии правовой защиты прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 29 статьи 33 названного закона сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31 декабря 2016 года (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктами 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных данным федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено этим федеральным законом.
Сами условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность приведены в статье 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 указанного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе в случаях упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 этого федерального закона (пункты 1, 3, 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из изложенных норм материального права в их системной взаимосвязи сотрудники органов внутренних дел с их согласия для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, могут быть прикомандированы к федеральному органу государственной власти с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким сотрудникам относятся, в частности, сотрудники органов внутренних дел, которые были прикомандированы к Федеральной миграционной службе. После упразднения Федеральной миграционной службы и окончания в связи с этим срока прикомандирования сотрудников органов внутренних дел в отношении таких сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. До решения вопроса о порядке и условиях дальнейшего прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел такие сотрудники подлежат зачислению в распоряжение соответствующего территориального органа внутренних дел. При этом такие сотрудники считаются продолжающими службу в органах внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такие сотрудники подлежат увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) прикомандированных сотрудников в связи с упразднением Федеральной миграционной службы, пришли к ошибочному выводу о том, что Баулин Р.В., являвшийся прикомандированным сотрудником органов внутренних дел, проходившим службу и занимавшим должность в Федеральной миграционной службе - самостоятельном государственном органе в структуре органов государственной власти Российской Федерации, - при упразднении этого органа не подлежал в целях его дальнейшего трудоустройства зачислению в распоряжение МВД России или УМВД России по г. Москве с предоставлением гарантий, предусмотренных статьей 30, частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, майором внутренней службы Баулиным Р.В. на имя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России через кадровое подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД России был подан рапорт о назначении его на должность старшего инспектора по особым поручениям отдела противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля управления по организации контрольно-надзорной деятельности Главного управления по вопросам миграции МВД России, в согласовании которого Баулину Р.В. было отказано без указания причин и правовых оснований такого решения (л.д. 58, 65, 93).
Ввиду того, что майор внутренней службы Баулин Р.В. на момент увольнения являлся прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и он изъявил желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что, поскольку Баулин Р.В. проходил службу в Федеральной миграционной службе - самостоятельном федеральном органе исполнительной власти, прекращение с ним контракта в связи с ликвидацией указанного органа не порождает для Баулина Р.В. трудовых прав в органах внутренних дел Российской Федерации, а для ответчиков - обязанности по соблюдению в отношении Баулина Р.В. установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядка увольнения по указанному основанию, противоречат приведенному выше правовому регулированию.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права - части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, устанавливающей, что расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел по пункту 11 части 2 названной статьи закона (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел, и статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, определяющей порядок перевода сотрудника органов внутренних дел, - юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для решения вопроса о законности увольнения Баулина Р.В. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ являлось установление обстоятельств соблюдения МВД России процедуры увольнения Баулина Р.В. со службы, в частности того, исполнена ли должным образом обязанность по предложению ему имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы по специальности.
Однако в нарушение положений приведенных норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в том числе соблюдение ответчиками процедуры увольнения со службы Баулина Р.В. по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод судебных инстанций о соблюдении МВД России порядка увольнения Баулина Р.В. со службы по данному основанию является неправомерным.
Нельзя признать законным и довод судебных инстанций о том, что увольнение майора внутренней службы Баулина Р.В. обусловлено выполнением Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в котором отсутствует указание на то, что сотрудники ликвидированной Федеральной миграционной службы, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода.
Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 не содержит норм, регулирующих порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Не соответствует требованиям закона ссылка судебных инстанций в обоснование законности увольнения майора внутренней службы Баулина Р.В. в связи с упразднением Федеральной миграционной службы на приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и приказ Федеральной миграционной службы от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", поскольку данные нормативно-правовые акты также не содержат норм, регулирующих порядок увольнения прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы и окончанием срока прикомандирования и предоставления таким сотрудникам ввиду увольнения соответствующих гарантий.
В связи с приведенными обстоятельствами решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об отказе в удовлетворении исковых требований Баулина Р.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
------------------------------------------------------------------