Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2024 N 69-КГ24-2-К7 (УИД 86RS0001-01-2023-000142-07)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 марта 2024 г. N 69-КГ24-2-К7

УИД 86RS0001-01-2023-000142-07

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 марта 2024 г. кассационную жалобу Собяниной Надежды Георгиевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г.

по делу N 2-822/2023 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по иску Собяниной Надежды Георгиевны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об обязании восстановить на данном учете.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Собянина Надежда Георгиевна 26 декабря 2022 г. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - уполномоченный орган) о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об обязании восстановить на данном учете и признать право на получение субсидии.

В обоснование заявленных требований Собянина Н.Г. указала, что она как представитель коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2013 г. была признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п (далее также - подпрограмма по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), и поставлена на учет на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее также - субсидия).

После проведения переучета граждан, являющихся участниками названной подпрограммы, приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в настоящее время - Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в результате реорганизации на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 июня 2022 г. N 69) от 4 мая 2022 г. N 185-п Собянина Н.Г. снята с учета на получение субсидии и исключена из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ввиду утраты Собяниной Н.Г. нуждаемости в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии, так как обеспеченность каждого члена семьи Собяниной Н.Г. с 2016 г. общей площадью жилого помещения составляла более 12 кв. м (по 16,85 кв. м на одного человека).

По мнению Собяниной Н.Г., такое решение уполномоченного органа является незаконным, поскольку при определении нуждаемости Собяниной Н.Г. в улучшении жилищных условий Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не были учтены некоторые члены ее семьи, а именно: сын - Собянин Е.А., <...> года рождения, и проживающая с 2019 г. совместно с семьей Собяниной Н.Г. ее бабушка - Алачева Л.В., <...> года рождения. С учетом всех членов семьи Собяниной Н.Г. (супруг, трое детей, бабушка) на дату снятия ее с учета на получение субсидии и исключения из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (4 мая 2022 г.) обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Собяниной Н.Г. составляла менее 12 кв. м (11,22 кв. м), в связи с чем у уполномоченного органа не имелось оснований для принятия оспариваемого решения.

Собянина Н.Г. также обращала внимание на то, что уполномоченный орган с 2013 г. не осуществлял проверку ее документов как участника подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, то есть бездействовал более 9 лет.

Собянина Н.Г. просила суд признать незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2022 г. N 185-п о снятии ее с учета на получение субсидии и исключении из списков участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, возложить на Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность восстановить ее на данном учете и признать за ней право на получение субсидии.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 марта 2023 г. исковые требования Собяниной Н.Г. удовлетворены.

Признано незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2022 г. о снятии Собяниной Н.Г. с учета на получение субсидии и исключении из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. На Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность восстановить Собянину Н.Г. в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм". С Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Собяниной Н.Г. взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2023 г. решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 марта 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Собяниной Н.Г. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2023 г. оставлено без изменения.

В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Собяниной Н.Г. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2023 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 12 декабря 2023 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 26 февраля 2024 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Собянина Н.Г. и представитель ответчика - Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвертой статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции и кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Собянина Н.Г., 1 июля 1978 года рождения, является представителем народа - Ханты, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" отнесен к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

С 30 декабря 2002 г. Собянина Н.Г. состоит в браке с Собяниным Анатолием Витальевичем, у супругов трое общих детей - Собянин Р.А., <...> года рождения, Собянин В.А., <...> года рождения, Собянин Е.А., <...> года рождения.

11 февраля 2013 г. Собянина Н.Г. обратилась в уполномоченную организацию, которой на дату обращения являлось открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Югры" (далее - ОАО "Ипотечное агентство Югры"), с заявлением о признании ее с составом семьи (супруг - Собянин А.В., дети - Собянин Р.А. и Собянин В.А.) участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п.

Решением уполномоченной организации от 11 марта 2013 г. N 223 Собянина Н.Г. была признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", с указанным ею в заявлении от 11 февраля 2013 г. составом семьи.

На момент подачи Собяниной Н.Г. заявления о признании ее участником названной подпрограммы Собянина Н.Г. и члены ее семьи (супруг - Собянин А.В., дети - Собянин В.А. и Собянин Р.А.) были зарегистрированы и проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, общей площадью 67,3 кв. м, предоставленном по договору социального найма отцу Собяниной Н.Г. - Мингалеву Г.А. В этом жилом помещении также проживали и состояли на регистрационном учете по месту жительства Мингалев Г.А. (отец Собяниной Н.Г.), Мингалев А.Г. (брат Собяниной Н.Г.), то есть всего шесть человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляла 11,22 кв. м.

С 22 января 2016 г. нанимателем указанного жилого помещения является Собянина Н.Г. В качестве членов ее семьи в договоре социального найма жилого помещения от 22 января 2016 г. были указаны Собянин А.В. (супруг), Собянин Р.А. (сын), Собянин В.А. (сын). 26 января 2018 г. в качестве члена семьи Собяниной Н.Г. в договор социального найма жилого помещения от 22 января 2016 г. включен ее несовершеннолетний сын - Собянин Е.А., <...> года рождения.

24 марта 2022 г. Собянина Н.Г. обратилась в Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о предоставлении ей субсидии в планируемом финансовом 2023 г.

Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2022 г. N 185-п Собянина Н.Г. снята с учета на получение субсидии и исключена из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с указанием на то, что с 22 января 2016 г. Собяниной Н.Г. утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий (в период с 22 января 2016 г. по 26 января 2018 г. на каждого члена семьи Собяниной Н.Г. приходилось по 16,85 кв. м общей площади жилого помещения, с 26 января 2018 г. - по 13,48 кв. м). В качестве основания в приказе приведен подпункт 7.2 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п (утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии).

Уведомлением от 12 мая 2022 г. Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сообщил Собяниной Н.Г. о снятии ее с учета на получение субсидии и исключении из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В материалах дела имеется справка администрации городского поселения Октябрьское Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2022 г. о том, что Алачева Л.В. (бабушка Собяниной Н.Г.) с 2019 г. фактически проживает с семьей Собяниной Н.Г. по адресу: <...>.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Собяниной Н.Г., суд первой инстанции руководствовался положениями части третьей статьи 263-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, и исходил из того, что право на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения имеют граждане, отнесенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и нуждаются в улучшении жилищных условий. При определении нуждаемости таких граждан в улучшении жилищных условий членами их семьи признаются совместно проживающие с ними супруг, дети, родители, а также иные близкие родственники, в числе которых родные бабушки.

Установив, что с 2019 г. в качестве члена семьи Собяниной Н.Г. совместно с ней проживает ее бабушка - Алачева Л.В., которая не была учтена уполномоченным органом при определении в 2022 г. нуждаемости Собяниной Н.Г. в улучшении жилищных условий в целях предоставлении субсидии, и указав на то, что с учетом Алачевой Л.В. на одного члена семьи Собяниной Н.Г., состоящей из шести человек, приходится менее 12 кв. м (11,22 кв. м) общей площади жилого помещения, суд первой инстанции признал незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2022 г. о снятии Собяниной Н.Г. с учета на получение субсидии и исключении из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, возложив на Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность восстановить Собянину Н.Г. в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм".

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Собяниной Н.Г., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Собянина Н.Г. была правомерно снята с учета на получение субсидии и исключена из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, мотивировав свой вывод тем, что уполномоченный орган при определении нуждаемости Собяниной Н.Г. в улучшении жилищных условий обоснованно исходил из того, что с 22 января 2016 г. обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Собяниной Н.Г., состоящей из четырех человек, составляла 16,85 кв. м, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий (менее 12 кв. м).

Суд апелляционной инстанции счел не имеющими правового значения факт того, что с 26 января 2018 г. в договор социального найма жилого помещения включен сын Собяниной Н.Г. - Собянин Е.А., <...> года рождения, а также то, что с 2019 г. вместе с Собяниной Н.Г. фактически проживает ее бабушка Алачева Л.В., приведя довод о том, что Собянина Н.Г. перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий с 22 января 2016 г.

Кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая дело по кассационной жалобе Собяниной Н.Г., согласился с выводами суда апелляционной инстанции, дополнительно отметив, что проживание бабушки Собяниной Н.Г. - Алачевой Л.В. в жилом помещении совместно с Собяниной Н.Г. и членами ее семьи не свидетельствует об обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Собяниной Н.Г. менее 12 кв. м, поскольку Алачева Л.В. в договор социального найма на занимаемую Собяниной Н.Г. квартиру не включена, в этом жилом помещении не зарегистрирована, вселение Алачевой Л.В. в жилое помещение, занимаемое семьей Собяниной Н.Г., имело место в 2019 г., когда Собяниной Н.Г. уже была утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Отклоняя доводы кассационной жалобы Собяниной Н.Г. о том, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что семья Собяниной Н.Г. имеет в своем составе участника специальной военной операции, получившего тяжелое ранение в ходе этой операции, кассационный суд общей юрисдикции указал, что наличие в составе семьи Собяниной Н.Г. такого лица не является основанием для сохранения за Собяниной Н.Г. и членами ее семьи права на получение субсидии в рамках подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции и кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой"; далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

В пункте 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Частью третьей статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (закон действовал на дату подачи Собяниной Н.Г. заявления о признании ее участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 11 февраля 2013 г.) <1> было предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

--------------------------------

<1> С 1 января 2023 г. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в части 3 статьи 48 которого содержатся аналогичные положения о праве органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ).

Названный закон субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, согласно его преамбуле, направлен на обеспечение граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), жилыми помещениями, создание условий для развития жилищного строительства в автономном округе.

Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилое помещение и жилищное строительство, среди таких условий - использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства автономного округа (пункты 2, 6 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ).

К числу полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений относятся разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа и определение порядка предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений (подпункты 1, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ в редакции, действовавшей на дату подачи Собяниной Н.Г. заявления о признании ее участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 11 февраля 2013 г.) <2>.

--------------------------------

<2> Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2014 г. N 32-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ слова "целевая программа" заменены словами "государственная программа".

Статьей 4 "Целевые программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения прав граждан на жилые помещения" Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ, действовавшей на дату подачи Собяниной Н.Г. заявления о признании ее участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 11 февраля 2013 г. <3>, было предусмотрено, что целевые программы автономного округа направлены на улучшение жилищных условий, в том числе граждан из числа коренных малочисленных народов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях данной статьи определялись целевой программой автономного округа и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

--------------------------------

<3> Статья 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г N 57-ОЗ признана утратившей силу Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2021 г. N 8-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-П была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее также - целевая программа), составной частью которой являлась подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Целевая программа действовала на дату обращения Собяниной Н.Г. с заявлением о признании ее участником мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 11 февраля 2013 г.

Согласно паспорту данной целевой программы ее целями и задачами являлись: создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, повышение уровня доступности жилья для населения этого автономного округа, реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищной сфере, государственная поддержка решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одно из направлений указанной целевой программы - поддержка семей из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при решении жилищной проблемы для обеспечения стабильных условий жизни этой части населения.

В числе основных мероприятий по реализации целевой программы - подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", которая направлена на осуществление государственной поддержки граждан, отнесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Названной подпрограммой определено, что ее участникам предоставляются субсидии из средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласно положениям статьи 3 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п (действовавшего на дату принятия решения о признании Собяниной Н.Г. участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 11 марта 2013 г.; далее - Порядок реализации целевой программы), нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признавались, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв. м (подпункт 2.3 пункта 2 статьи 3 Порядка реализации целевой программы). Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признавались проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признавались членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могли быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законодательством в судебном порядке (пункт 4 статьи 3 Порядка реализации целевой программы).

В соответствии с положениями пунктов 6 и 9 статьи 6 Порядка реализации целевой программы Департамент жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществлял проверку документов участников целевой программы и ежегодно утверждал Единые списки граждан на получение субсидии.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. N 408-п была утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года". В рамках данной государственной программы продолжались мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2013 г. участниками подпрограмм, в виде предоставления им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

На дату издания приказа Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о снятии Собяниной Н.Г. с учета на получение субсидии и исключении ее из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 4 мая 2022 г. правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой категории граждан были определены Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - Порядок предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусмотрено, что к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 кв. м (абзац четвертый пункта 5 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (абзац восьмой пункта 5 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

Уполномоченный орган осуществляет проверку сведений об участниках мероприятия <4> в случаях: поступления сведений об изменении в составе семьи, жилищных условий, выезде за пределы автономного округа; наступления очередности на получение уведомления, указанного в пункте 13 Порядка; проведения переучета участников мероприятия, состоящих на учете. При проведении проверки уполномоченный орган запрашивает сведения и документы в порядке межведомственного взаимодействия в органах, указанных в пункте 14 Порядка (подпункт 6.2 пункта 6 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

--------------------------------

<4> Под участником мероприятия согласно абзацу третьему пункта 4 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре понимается совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до 31 декабря 2013 г. заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи.

Переучет граждан на получение субсидии проводит уполномоченный орган ежегодно в период до 31 декабря текущего года в соответствии со своим приказом. Для проведения переучета уполномоченный орган направляет участникам мероприятия извещение о проведении переучета и необходимости в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения указанного извещения представить документы, в числе которых сведения и (или) документы, подтверждающие произошедшие изменения с даты постановки на учет (при наличии) (подпункт 6.3 пункта 6 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

При выявлении в ходе переучета оснований, указанных в пункте 7 названного порядка, такие граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из списка (подпункт 6.4 пункта 6 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

В пункте 7 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установлены основания для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка, перечень которых приведен в подпунктах 7.1 - 7.11 пункта 7 названного Порядка. Среди них - утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (подпункт 7.2 пункта 7 Порядка предоставления субсидии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

Из приведенных нормативных положений следует, что в Ханты-Мансийском автономном округе разработаны и утверждены целевые программы, которые реализуются за счет средств бюджета автономного округа и направлены на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Среди таких граждан - граждане из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Цель улучшения жилищных условий этой категории граждан - обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Формой обеспечения жилым помещением таких граждан является предоставление им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которая в рамках соответствующей целевой программы предоставляется участнику целевой программы однократно. Одно из условий участия граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в такой целевой программе и, соответственно, условий для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения - нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий. К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 кв. м. В целях определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники - родные братья и сестры, родные дедушки и бабушки, внуки.

Право на участие в мероприятии по улучшению жилищных условий сохраняется за гражданами из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся участниками этого мероприятия, до получения ими субсидии на приобретение или строительство жилого помещения или до выявления оснований для снятия с учета на получение субсидии и исключения из участников названного мероприятия, в числе которых - утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.

Для реализации права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и участия в целевой программе названные граждане представляют в уполномоченный орган заявление и необходимые документы, в частности, подтверждающие их соответствие условиям подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Уполномоченный орган проверяет правильность оформления поданных заявителем и участником мероприятия документов, достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем получения соответствующей информации в порядке межведомственного взаимодействия, и по результатам этой проверки принимает решение о признании заявителя участником мероприятия по улучшению жилищных условий или об отказе в признании участником такого мероприятия, а в случае если заявитель уполномоченным органом уже был признан участником мероприятия - о предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилого помещения или о снятии его с учета на получение субсидии. При этом уполномоченный орган ежегодно проводит переучет граждан, претендующих на получение субсидии, в ходе которого осуществляет проверку сведений об участниках мероприятия, для чего направляет участникам мероприятия извещение о необходимости представить в том числе сведения или документы, подтверждающие произошедшие изменения с даты постановки на учет (при наличии). В случае выявления в ходе переучета оснований для снятия с учета на получение субсидии уполномоченный орган принимает решение о снятии участника мероприятия с учета на получение субсидии. Перечень оснований для снятия с учета на получение субсидии является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией, права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П, от 14 января 2020 г. N 2-П и др.).

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Соответственно, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечение им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, формальный подход недопустим.

Для исключения такого формального подхода при разрешении спора необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия органом государственной власти решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, но и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в числе которых обстоятельства, послужившие основанием для признания гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением, состав семьи участника такого мероприятия и их обеспеченность жилым помещением по социальным нормам на момент принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, срок, прошедший с момента включения гражданина в состав участников мероприятия, предоставление им необходимых документов в целях получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права гражданина на получение субсидии и иные обстоятельства.

Суд первой инстанции, признавая незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2022 г. о снятии Собяниной Н.Г. с учета на получение субсидии и исключении из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и возлагая на Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность восстановить Собянину Н.Г. в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 г. участниками подпрограмм", не только применил приведенное выше правовое регулирование об условиях и о порядке предоставления гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, но и учел установленные по делу конкретные обстоятельства, а именно, что начиная с 2019 г. и на дату издания приказа Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о снятии Собяниной Н.Г. с учета на получение субсидии и исключении из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (4 мая 2022 г.) семья Собяниной Н.Г. состояла из шести человек, где на каждого приходится менее 12 кв. м (11,22 кв. м) общей площади жилого помещения, в связи с чем Собянина Н.Г. вместе с членами своей семьи относились к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии.

Однако суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Собяниной Н.Г. в удовлетворении иска, в отличие от суда первой инстанции формально подошел к разрешению спора, в нарушение положений статей 67, 71, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учел всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспеченностью общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Собяниной Н.Г., состоящей из шести человек на дату издания оспариваемого приказа, менее учетной нормы, установленной приведенными выше нормативными положениями, для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии.

Суд апелляционной инстанции оставил без внимания и надлежащей правовой оценки приводимые Собяниной Н.Г. в суде первой инстанции и в письменных возражениях на апелляционную жалобу Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры доводы о том, что ответчик с даты принятия решения о признании Собяниной Н.Г. участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (11 марта 2013 г.) по дату издания приказа о снятии ее с учета на получение субсидии и исключении из списков участников названной подпрограммы (4 мая 2022 г.), то есть более девяти лет, не осуществлял проверку документов Собяниной Н.Г. (состав семьи, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи), с 2019 г. ее семья состояла из шести человек (она, супруг, трое детей, двое из которых несовершеннолетние, и престарелая бабушка) и на каждого из членов ее семьи приходится 11,22 кв. м общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы (12 кв. м), супруг Собяниной Н.Г. является участником специальной военной операции и находится в медицинском учреждении на лечении в связи с полученным в ходе специальной военной операции тяжелым ранением.

Между тем лишение в такой ситуации Собяниной Н.Г. и ее семьи права на обеспечение жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, исходя только из формального критерия обеспеченности в 2016 г. семьи Собяниной Н.Г. общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более 12 кв. м, не будет отвечать целям и задачам государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обеспечения им стабильных условий жизни на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и права на достойное существование. При подобном подходе суда апелляционной инстанции к применению норм, регулирующих спорные отношения, предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки данной категории граждан, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан, и подрывает доверие граждан к закону и действиям государства.

Исходя из изложенного довод суда апелляционной инстанции о том, что ответчик при определении нуждаемости Собяниной Н.Г. в улучшении жилищных условий обоснованно исходил из того, что с 22 января 2016 г. обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Собяниной Н.Г., состоящей из четырех человек, составляла 16,85 кв. м, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий (менее 12 кв. м), равно как и довод суда апелляционной инстанции о том, что не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела тот факт, что с 26 января 2018 г. в договор социального найма жилого помещения включен сын Собяниной Н.Г. - Собянин Е.А., <...> года рождения, с 2019 года вместе с Собяниной Н.Г. фактически проживает ее бабушка Алачева Л.В., нельзя признать соответствующими правовому регулированию отношений по улучшению жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предназначению меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, предусмотренной для такой категории граждан.

Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Собяниной Н.Г. о признании незаконным решения Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 мая 2022 г. о снятии Собяниной Н.Г. с учета на получение субсидии и исключении из списка участников подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, применив к спорным отношениям приведенное правовое регулирование об условиях предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исходил из того, что Собянина Н.Г. была в 2013 г. признана участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и поставлена на учет на получение субсидии, ее семья не обеспечена жилым помещением в пределах социальной нормы и является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств о составе семьи Собяниной Н.Г. на момент принятия 4 мая 2022 г. уполномоченным органом решения о ее снятии с учета на получение субсидии и о нуждаемости семьи Собяниной Н.Г. в улучшении жилищных условий суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенного права Собяниной Н.Г. на получение мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Не установив каких-либо новых обстоятельств, имеющих значение для дела, не опровергнув выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая отличное от суда первой инстанции решение, ограничился формальным применением нормативных положений Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, в частности подпункта 7.2 пункта 7 названного порядка, о том, что основанием снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка является утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии, неправильно истолковав эту норму применительно к обстоятельствам настоящего дела. Вследствие чего суд апелляционной инстанции пришел к противоречащему целям и задачам государственной политики по улучшению жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выводу о том, что Собянина Н.Г. была правомерно исключена из списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.

Вместе с тем общеправовой принцип справедливости исключает формальный подход и предполагает учет особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, препятствует возложению бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации на гражданина и позволяет обеспечить справедливое соотношение прав и законных интересов такого гражданина с правами и законными интересами органа государственной власти.

Формальный подход суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела привел к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Собяниной Н.Г. на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Собяниной Н.Г. законность апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379.6 и частей 1 - 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает неправомерным довод кассационного суда общей юрисдикции о том, что проживание бабушки Собяниной Н.Г. - Алачевой Л.В. в жилом помещении совместно с Собяниной Н.Г. и членами ее семьи не свидетельствует об обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Собяниной Н.Г. менее 12 кв. м, поскольку Алачева Л.В. в договор социального найма на занимаемую Собяниной Н.Г. квартиру не включена, в этом жилом помещении не зарегистрирована. Этот довод кассационного суда общей юрисдикции противоречит пункту 5 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, в абзаце восьмом которого указано, что в целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки).

Суждение кассационного суда общей юрисдикции о том, что наличие в составе семьи Собяниной Н.Г. участника специальной военной операции, получившего тяжелое ранение в ходе этой операции, не является основанием для сохранения за Собяниной Н.Г. и членами ее семьи права на получение субсидии в рамках подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий, также нельзя признать правомерным, поскольку оно сделано без учета нормативных положений постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 сентября 2023 г. N 450-п "О мерах по обеспечению жилыми помещениями лиц, участвующих в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской областей, членов их семей и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и установленных по делу обстоятельств о нуждаемости семьи Собяниной Н.Г. в улучшении жилищных условий.

Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы Собяниной Н.Г., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего данный спор в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г. по делу N 2-822/2023 Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить.

Оставить в силе решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 марта 2023 г. по указанному делу.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления