Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2019 N 5-КГ19-148

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 ноября 2019 г. N 5-КГ19-148

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А. и Гуляевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2019 г. кассационную жалобу Вашурина Юрия Александровича на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 декабря 2018 г.

по делу N 2-2400/2017 Солнцевского районного суда г. Москвы по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" к Вашурину Юрию Александровичу о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Вашурина Ю.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Научно-методический геронтологический центр "Переделкино" Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Антоновой М.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - также Всероссийский геронтологический центр, геронтологический центр) через представителя Антонову Маргариту Вячеславовну 20 июня 2017 г. обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Вашурину Юрию Александровичу, в котором просило взыскать с него задолженность по договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. (далее также - договор от 25 июня 2012 г.) за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. включительно в размере 329 737,61 руб., убытки в размере 3 273,59 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 7 084 руб.

В обоснование заявленных требований Всероссийский геронтологический центр указывал, что 25 июня 2012 г. между Всероссийским геронтологическим центром и Вашуриным Ю.А. заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов, по условиям которого геронтологический центр обязался принять Вашурина Ю.А. на стационарное обслуживание, а Вашурин Ю.А. - вносить ежемесячную плату за стационарное обслуживание в размере 75 процентов от установленного размера его пенсии.

С 25 июня 2012 г. Вашурин Ю.А. постоянно проживает во Всероссийском геронтологическом центре и ему предоставляются социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания.

За период с 25 июня 2012 г. по 1 января 2015 г. оплата по договору от 25 июня 2012 г. Вашуриным Ю.А. вносилась в полном объеме, с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. оплата за стационарное обслуживание произведена Вашуриным Ю.А. не в полном объеме, что привело к образованию задолженности.

Добровольно Вашурин Ю.А., несмотря на уведомления геронтологического центра, сумму задолженности не оплачивает.

Всероссийским геронтологическим центром на основании статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подано заявление мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с Вашурина Ю.А. задолженности по договору от 25 июня 2012 г. за период с 1 января 2015 г. по 31 января 2017 г. в размере 334 718,60 руб., расходов на уплату государственной пошлины - 3 273,59 руб.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 140 Новопеределкино г. Москвы от 17 апреля 2017 г. заявление геронтологического центра было удовлетворено.

Определением мирового судьи судебного участка N 140 Новопеределкино г. Москвы от 22 мая 2017 г., вынесенным по заявлению Вашурина Ю.А., судебный приказ от 17 апреля 2017 г. отменен.

В связи с отменой судебного приказа от 17 апреля 2017 г., по мнению геронтологического центра, у него возникли убытки в виде уплаченной при подаче заявления о выдаче судебного приказа государственной пошлины в сумме 3 273,59 руб. К исковому заявлению геронтологическим центром приложен расчет суммы долга Вашурина Ю.А. за проживание в геронтологическом центре за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г., где ежемесячная оплата за проживание рассчитана в размере 75 процентов от основного размера пенсии Вашурина Ю.А., общая сумма задолженности Вашурина Ю.А. за проживание в геронтологическом центре за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. составила 388 354,16 руб. Расчет выполнен Всероссийским геронтологическим центром на основании справок из пенсионного отдела Солнцевского военного комиссариата г. Москвы.

Впоследствии Всероссийским геронтологическим центром уточнен расчет суммы долга Вашурина Ю.А. за проживание в геронтологическом центре в указанный период, из суммы долга была исключена оплата за дни отсутствия Вашурина Ю.А. в геронтологическом центре. Общая сумма задолженности за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. составила 329 737,61 руб.

С учетом уточнения исковых требований Всероссийский геронтологический центр просил суд взыскать с Вашурина Ю.А. задолженность по договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. включительно в размере 329 737,61 руб., убытки в размере 3 273,59 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 7 084 руб.

Вашурин Ю.А. возражал против заявленных исковых требований, указывая в том числе на то, что договор от 25 июня 2012 г. прекратил свое действие, а взимание по данному договору платы за предоставляемые ему геронтологическим центром услуги в размере 75 процентов его пенсии ежемесячно не соответствует действующему законодательству.

Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2017 г. исковые требования Всероссийского геронтологического центра удовлетворены частично. Суд взыскал с Вашурина Ю.В. в пользу Всероссийского геронтологического центра задолженность в размере 329 737,61 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 021,40 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Определением Солнцевского районного суда г. Москвы от 9 августа 2018 г. истец по делу - федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - заменен на правопреемника - государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Научно-методический геронтологический центр "Переделкино" Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Вашуриным Ю.А. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 21 июня 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 14 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Вашурин Ю.А., <...> года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, ему установлена инвалидность II группы бессрочно с 28 мая 2007 г.

25 июня 2012 г. на имя директора Всероссийского геронтологического центра Вашуриным Ю.А. подано заявление с просьбой принять его в данный центр на постоянное проживание с 25 июня 2012 г., так как по состоянию здоровья он нуждается в постоянном постороннем уходе.

В этот же день (25 июня 2012 г.) между федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в лице директора учреждения Архипова И.В. (исполнитель) и Вашуриным Ю.А. (заказчик) заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов N 32-Д-12. С этой даты и по настоящее время Вашурин Ю.А. постоянно проживает в геронтологическом центре и ему предоставляются социальные услуги в форме стационарного обслуживания.

По условиям договора от 25 июня 2012 г. Всероссийский геронтологический центр обязуется принять Вашурина Ю.А. на стационарное обслуживание в данное учреждение, а Вашурин Ю.А. - вносить плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений и так далее. Предусмотренная договором плата за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг (пункт 1.1 договора).

Пунктом 2.1 договора от 25 июня 2012 г. за стационарное обслуживание Вашурина Ю.А. в геронтологическом центре предусмотрена ежемесячная плата в размере 17 109 руб., что составляет 75 процентов от установленного ему размера пенсии.

Всероссийский геронтологический центр имеет право изменить обусловленную договором оплату в случае изменения размера пенсии, получаемой Вашуриным Ю.А., с сообщением обо всех изменениях Вашурину Ю.А. и соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 5.1 договора (пункт 2.4 договора).

В пункте 5.1 договора указано, что изменение условий договора, расторжение или прекращение его действия осуществляется по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой его частью.

Согласно пункту 7.1 договора данный договор от 25 июня 2012 г. вступает в силу с момента его подписания и действует постоянно.

5 ноября 2014 г. Вашурин Ю.А. обратился к директору Всероссийского геронтологического центра с письменным заявлением, в котором просил составить новый договор на 2015 год, при составлении нового договора произвести расчет размера ежемесячной платы за социальные услуги на 2015 год в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Оплата по договору от 25 июня 2012 г. производилась Вашуриным Ю.А. до 1 января 2015 г. в соответствии с договором от 25 июня 2012 г. ежемесячно из расчета 75 процентов его пенсии.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", регулирующий в том числе отношения по предоставлению гражданам социальных услуг в стационарной форме.

С указанной даты (1 января 2015 г.) Вашурин Ю.А. стал оплачивать предоставленные ему геронтологическим центром социальные услуги в размере 50 процентов разницы между получаемой им пенсией и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона (л.д. 52, 53).

Письмами руководителя Всероссийского геронтологического центра (от 24 августа 2016 г., от 3 октября 2016 г., от 23 марта 2017 г.) Вашурин Ю.А. был уведомлен о наличии у него задолженности по оплате за предоставленные геронтологическим центром услуги стационарного социального обслуживания за период с 1 января 2015 г. по 31 января 2017 г.

Задолженность геронтологическим центром была рассчитана исходя из предусмотренной договором от 25 июня 2012 г. ежемесячной платы Вашурина Ю.А. в размере 75 процентов его пенсии за выслугу лет, которая составила: с 1 января 2015 г. - 19 681,94 руб., с 1 октября 2015 г. - 21 158,40 руб., с 1 февраля 2016 г. - 22 004,36 руб., с 1 февраля 2017 г. - 22 885,17 руб.

На основании распоряжения Правительства Москвы от 12 декабря 2017 г. N 703-РП "О принятии федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации было передано в собственность города Москвы, в ведомственное подчинение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, его наименование изменено на государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-методический центр "Переделкино" Департамента и социальной защиты населения города Москвы.

Разрешая спор в части исковых требований Всероссийского геронтологического центра о взыскании с Вашурина Ю.А. задолженности по договору от 25 июня 2012 г. за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. включительно в размере 329 737,61 руб., суд первой инстанции исходил из того, что заключенный между Всероссийским геронтологическим центром и Вашуриным Ю.А. договор от 25 июня 2012 г. продолжает свое действие, новый договор между сторонами не заключался, Вашурин Ю.А. проживает в данном центре, пользуется предоставляемыми ему услугами, однако не оплачивает их в полном объеме, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Вашурина Ю.А. в пользу Всероссийского геронтологического центра задолженности за социальное обслуживание.

Отклоняя доводы Вашурина Ю.А. о том, что взимание с него с 1 января 2015 г. геронтологическим центром платы по договору от 25 июня 2012 г. в размере 75 процентов получаемой им пенсии не соответствует действующему законодательству, суд первой инстанции, сославшись на нормы статей 422, 432, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовом договоре, порядке его заключения, изменения и расторжения, указал, что со стороны Всероссийского геронтологического центра существенных нарушений заключенного между сторонами договора от 25 июня 2012 г. не установлено, Вашурин Ю.А. с требованиями о расторжении договора от 25 июня 2012 г. не обращался, соглашение о его расторжении сторонами не подписывалось, договор сохраняет свою силу, кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие низкое качество оказываемых Всероссийским геронтологическим центром Вашурину Ю.А. социальных услуг.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что договор от 25 июня 2012 г. не противоречит примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании с Вашурина Ю.А. задолженности по договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

1. По настоящему делу Всероссийским геронтологическим центром заявлены исковые требования к Вашурину Ю.А., постоянно проживающему в этом центре с 25 июня 2012 г., о взыскании с него задолженности по договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г.

С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получателя социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщика социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).

В статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; право на участие в составлении индивидуальных программ.

Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно".

Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием данного федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (часть 2 этой статьи).

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с этим федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" были приняты в том числе: постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг". Кроме того, в спорный период (с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г.), за который геронтологическим центром рассчитана задолженность Вашурина Ю.А. за предоставленные этим центром услуги, действовал приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 953н "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".

В статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в числе которых утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (пункты 6, 10, 11, 14 статьи 8 указанного федерального закона).

Отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы, регулируются Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" (в редакции Закона города Москвы от 24 декабря 2014 г. N 66), постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. N 215-ПП "О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации", постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве", приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 30 декабря 2014 г. N 1171 "Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве", приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 сентября 2015 г. N 865 "Об утверждении тарифов на социальные услуги" (до издания этого документа, действовал приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 24 декабря 2014 г. N 1069 "Об утверждении тарифов на социальные услуги").

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В договоре должны быть определены размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок взимания платы за эти услуги. Получатели социальных услуг имеют право на получение бесплатно в доступной форме информации, в том числе о видах социальных услуг, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно. Получатели социальных услуг в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. при установлении им поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг имеют право на размер платы, не превышающий ее размер по сравнению с тем, каким он был определен для них на 31 декабря 2014 г., а также на условия предоставления социальных услуг, не ухудшающие их положение по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.

2. До 1 января 2015 г. отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались в том числе: Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Абзацем тринадцатым пункта 3 Положения о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244) было предусмотрено, что ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Приведенные выше нормативные правовые акты утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 утратило силу с 1 января 2015 г. в связи принятием приказа Министерства труда и социальной защиты от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

Статьей 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусматривалось, что порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В части 1 статьи 9 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г.) было закреплено, что порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. N 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" утвержден Порядок оплаты социального обслуживания граждан, проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания города Москвы (действовал до 1 января 2015 г.).

Пунктом 3.2 названного порядка было установлено, что размер частичной оплаты стационарного социального обслуживания граждан - жителей города Москвы не может превышать 75 процентов установленной гражданину пенсии, за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для которых размер оплаты стационарного социального обслуживания не может превышать 50 процентов установленной им пенсии.

Таким образом, до 1 января 2015 г. законодателем был определен максимальный размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание граждан - жителей города Москвы, который не мог превышать 75 процентов установленной гражданину пенсии.

3. Нормативные правовые акты, действовавшие до 1 января 2015 г. и действующие после этой даты, регламентирующие отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в стационарной форме и его оплате в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, не были применены судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям при рассмотрении исковых требований Всероссийского геронтологического центра о взыскании с Вашурина Ю.А. задолженности по договору от 25 июня 2012 г. за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г., в результате этого не определены и не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данных исковых требований, спор по этим исковым требованиям разрешался судом со ссылкой только на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовом договоре, что не может быть признано правильным.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 ГПК РФ). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

Эти обязательные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, как усматривается из текстов обжалуемых судебных постановлений, судами при разрешении исковых требований Всероссийского геронтологического центра к Вашурину Ю.А. выполнены не были, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела с учетом нормативных правовых актов, подлежащих применению по данному делу, не установлены.

Между тем по данному делу юридически значимыми подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Всероссийского геронтологического центра (в настоящее время государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-методический центр "Переделкино" Департамента и социальной защиты населения города Москвы), возражений на них Вашурина Ю.А. и регулирующих спорные отношения норм материального права, в том числе положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" о недопущении ухудшения положения получателей социальных услуг в связи с новым правовым регулированием отношений по социальному обслуживанию граждан, являлись следующие обстоятельства:

какие социальные услуги (их виды, объем, условия предоставления) оказывались геронтологическим центром Вашурину Ю.А. по договору от 25 июня 2012 г. ежемесячно, какие применялись тарифы (размер платы) на данные услуги, соответствовали ли эти тарифы тарифам, утвержденным уполномоченным органом, и с учетом этих данных какой размер составляла ежемесячная общая стоимость социальных услуг, оказанных геронтологическим центром Вашурину Ю.А; достигала ли общая стоимость предоставленных социальных услуг до 75 процентов пенсии Вашурина Ю.А., то есть размера ежемесячной платы по договору от 25 июня 2012 г., из которого геронтологическим центром была рассчитана задолженность Вашурина Ю.А. перед центром за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г.; какая сумма была уплачена Вашуриным Ю.А. за услуги геронтологического центра за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г.

Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Всероссийского геронтологического центра в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили и не установили названные обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не оценили имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместо выяснения всех обстоятельств, касающихся образовавшейся, по утверждению истца, задолженности Вашурина Ю.А. за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. по оплате услуг геронтологического центра, которые являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего спора, суды, сославшись на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовом договоре, порядке его заключения, изменения и расторжения, ограничились лишь указанием в судебных постановлениях на соблюдение геронтологическим центром условий договора от 25 июня 2012 г., тем самым произвольно применили статьи 56 (обязанность доказывания), 67 (оценка доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушив требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.

При этом геронтологическим центром в обоснование исковых требований не были представлены, а судебными инстанции не истребованы от геронтологического центра обязательные - учитывая действующее правовое регулирование спорных отношений - документы о стоимости оказываемых Вашурину Ю.А. геронтологическим центром услуг в спорный период.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что Вашурин Ю.А. неоднократно обращался в адрес геронтологического центра с письменными обращениями о несогласии с размером платы по договору от 25 июня 2012 г. (т. 1, л.д. 52, 53), при этом геронтологический центр в нарушение положений статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не разъяснил Вашурину Ю.А. порядок расчета его ежемесячной платы за оказанные услуги. В письменных возражениях на исковое заявление (т. 1 л.д. 47, 48) и в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций (т. 1 л.д. 147-148, 231, 314, т. 2 л.д. 86, 87) Вашурин Ю.А. и его представитель указывали на то, что Вашурин Ю.А. выражал несогласие с размером ежемесячной платы за услуги геронтологического центра, полагал, что ежемесячная оплата за услуги геронтологического центра должна быть рассчитана ему в меньшем размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Однако этим доводам Вашурина Ю.А. судебными инстанциями не дана правовая оценка вопреки требованиям статей 56, 67, 196, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о наличии задолженности за социальное обслуживание за период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2017 г. в размере 329 737,61 руб. и оснований для ее взыскания с Вашурина Ю.А. в пользу Всероссийского геронтологического центра являются неправомерными, сделанными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

4. Судебными инстанциями были допущены и другие нарушения норм права при разбирательстве дела.

Статьей 4.1 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в сфере социального обслуживания относятся в том числе определение уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение порядка взимания платы за предоставление социальных услуг.

Постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП утверждено Положение о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг.

Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 сентября 2015 г. N 865 утверждены тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам в стационарной форме социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания, этим же приказом признан утратившим силу приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 24 декабря 2014 г. N 1069 "Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг".

Статьей 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.

Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (часть 1 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.

Во исполнение указанных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации суду первой инстанции с учетом заявленных истцом требований о взыскании с Вашурина Ю.А. задолженности по договору от 25 июня 2012 г., а также возражений на них Вашурина Ю.А. о несогласии с размером платы, установленным ему геронтологическим центром, принимая во внимание, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является не только уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания, но и в соответствии с пунктом 1.2 Устава геронтологического центра осуществляет функции и полномочия учредителя геронтологического центра, следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в соответствующем процессуальном статусе Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Однако этот вопрос судом первой инстанции разрешен не был.

Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не устранил.

Ввиду изложенного выше решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Вашурина Ю.А., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 декабря 2018 г. по делу N 2-2400/2017 Солнцевского районного суда г. Москвы отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Солнцевский районный суд г. Москвы в ином составе суда.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления