ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 ноября 2020 г. по делу N 305-ЭС20-7942
Резолютивная часть определения объявлена 10.11.2020.
Полный текст определения изготовлен 16.11.2020.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.Г.,
судей Грачевой И.Л., Чучуновой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-64076/2019 по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мечта" (город Москва) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Мечта" Беспалова С.А. (доверенность от 28.01.2020, удостоверение адвоката от 02.10.2019 N 11136), Талызиной Н.В. (доверенность 28.01.2020), Семеновой А.В. (доверенность от 28.01.2020), представителя Департамента городского имущества города Москвы Моисеева А.И. (доверенность от 28.11.2019 N 33-Д-996/19),
общество с ограниченной ответственностью "Мечта" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании за истцом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на период с 17.06.2015 по 31.12.2016 льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год в отношении площади 103,4 кв. м нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Шереметьевская, д. 37, корп. 2, переданного Обществу в аренду по договору от 29.04.2005 N 03-00356; о признании за истцом права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год в отношении площади 103,4 кв. м нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Шереметьевская, д. 37, корп. 2, переданного Обществу в аренду по договору от 29.04.2005 N 03-00356; о возложении на Департамент обязанности произвести соответствующий перерасчет арендной платы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020, решение от 02.08.2019 отменено, в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке постановления апелляционного и окружного судов.
Определением от 05.10.2020 судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г. жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, просил судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. На вопрос суда представитель пояснил, что в предшествующие заявленному периоды арендная плата за нежилое помещение площадью 103,4 кв. м уплачивалась Обществом с применением льготной ставки в размере 3500 руб. за кв. м в год.
Представитель Департамента в судебном заседании, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г., выслушав объяснения представителей истца и ответчика, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Триест" (арендатор) 29.04.2005 заключили договор аренды нежилого помещения площадью 205,20 кв. м, расположенного по адресу: Москва, ул. Шереметьевская, д. 37, корп. 2, для использования под офис на срок до 29.04.2010.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В пункте 6.1 договора указано, что размер арендной платы определяется расчетом, который является неотъемлемой частью договора. Согласно приложенному к договору расчету арендная плата определена по формуле, учитывающей рыночную стоимость 1 кв. м помещения, перемноженную на значения различных коэффициентов (доходности, корректирующий и других).
В соответствии с пунктом 6.6 договора в случае принятия Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы данная ставка считается измененной в одностороннем порядке; Департамент уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера арендной платы.
Соглашением от 28.04.2006 о передаче прав и обязанностей по договору от 29.04.2005 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, права и обязанности по указанному договору перешли в полном объеме к Обществу.
Дополнительным соглашением от 17.08.2006 к договору были внесены изменения в раздел 1 в части целевого использования объекта недвижимости, а именно цель использования помещения была изменена с "офиса" на "предприятие шаговой доступности "Продукты" и "медицинский центр - "Стоматология".
Дополнительным соглашением от 03.09.2007 к договору были внесены изменения в раздел 1 в части целевого использования объекта недвижимости, а именно цель использования помещения была изменена с "офиса" на "предприятие шаговой доступности "Продукты" и "медицинский центр - "Стоматология" и бытовые услуги.
Дополнительным соглашением от 14.04.2010 срок договора аренды продлен до 30.06.2015.
Как сообщил представитель истца в судебном заседании, до июня 2015 года Обществу на основании пункта 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 800-ПП) предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3 500 руб. за 1 кв. м на оба помещения как субъекту малого предпринимательства, арендующему находящийся в имущественной казне города Москвы объект нежилого фонда площадью менее 300 кв. м.
Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) 17.06.2015 заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 29.04.2005, которым продлили срок его действия до 16.06.2025, изменили несколько условий и дополнили договор новыми пунктами.
В пункте 2 дополнительного соглашения с 17.06.2015 установлена ставка арендной платы за 1 кв. м в год, равная 10 667 руб. без учета налога на добавленную стоимость, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды.
В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло (пункт 3 дополнительного соглашения).
Общество с 2010 года является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 13.03.2019.
Истец 07.08.2015 обратился в Департамент с заявлением о сохранении минимальной ставки арендной платы в размере 3500,00 руб. за 1 кв. м в год с 17.06.2015.
Департамент письмом от 24.08.2015 известил Общество о включении вопроса о предоставлении имущественной поддержки на 2015 год в повестку заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Межведомственная комиссия).
21.01.2016 Общество обратилось с заявлением в Межведомственную комиссию с просьбой о рассмотрении вопроса о предоставлении на 2016 год имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы.
Не получив ответа на обращение, 29.03.2016 Общество обратилось в Департамент с просьбой о предоставления информации по вопросу установления минимальной ставки арендной платы по договору аренды от 29.04.2005 N 03-000356/05 на 2015, 2016 годы.
Общество 07.07.2016 обратилось в Департамент с просьбой установить льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб.
Уведомлением от 10.10.2016 о ставке арендной платы на 2016 год Департамент известил Общество о размере ставок арендной платы: в отношении части помещения, используемого под медицинский центр, площадью 101,8 кв. м размер ставки арендной платы составляет 3500 руб. за 1 кв. м в год, в отношении части помещения, используемого под предприятие шаговой доступности - магазин "продукты", площадью 103,4 кв. м - 11 733,70 руб. за 1 кв. м в год.
Письмом от 03.11.2016 Департамент в ответ на обращение истца от 10.10.2016 сообщил следующее.
Согласно акту осмотра от 29.07.2016 площадь, используемая под стоматологическую клинику, составляет 101,8 кв. м, площадь, используемая под продуктовый магазин, ателье и бытовые услуги - 103,4 кв. м.
Ставка арендной платы в отношении части помещения, площадью 101,8 кв. м устанавливается на льготных условиях в размере 3500 руб. за кв. м в год в соответствии с пунктом 19 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 809-ПП).
В отношении помещения площадью 103,4 кв. м арендная плата по настоящее время начисляется исходя из рыночной ставки арендной платы.
Общество 06.12.2016 обратилось с заявлением в Межведомственную комиссию с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы по договору аренды от 29.04.2005 N 03-000356/05.
Департамент письмом от 30.12.2016 известил Общество о направлении запроса в соответствующий отраслевой орган и о включении вопроса о предоставлении имущественной поддержки на 2017 год в повестку заседания Межведомственной комиссии. Однако дальнейшей информации о рассмотрении заявления не было предоставлено.
В заявлении от 27.12.2018, поданном в Межведомственную комиссию, Общество просило рассмотреть вопрос предоставления имущественной поддержки на 2019 год.
Истец 11.02.2019 обратился в Департамент с просьбой признать за ним право на имущественную поддержку, произвести перерасчет с учетом льготной ставки и возвратить полученные Департаментом при переплате денежные средства за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 на общую сумму 1 720 655 руб. 52 коп. и с 01.01.2018 по 28.02.2019 - 1 025 294 руб. 28 коп., исходя из ставки арендной платы с 2016 года в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год, с 01.01.2017 - 4500 руб. за 1 кв. м в год.
Письмом от 11.03.2019 Департамент сообщил Обществу, что с 17.06.2015 установлена ставка арендной платы 3500 руб. за кв. м в год на помещение площадью 101,8 кв. м, 10667 руб. за кв. м в год на помещение площадью 103,4 кв. м; с 01.01.2016 на помещение площадью 101,8 кв. м установлена ставка арендной платы 3500 руб. за 1 кв. м, на помещение площадью 103,4 кв. м - 11 733,70 руб. за 1 кв. м в год; с 01.01.2017 по 31.12.2018 на помещение площадью 101,8 кв. м - 3500 руб. за 1 кв. м в год, на помещение площадью 103,4 кв. м - 12 907, 07 руб. за 1 кв. м в год. Согласно постановлению N 809-ПП на 2018 год ставка арендной платы сохранена на уровне 2017 года. С 01.01.2019 ставка арендной платы установлена: на помещение площадью 101,8 кв. м - 3500 руб. за 1 кв. м в год, на помещение площадью 103,4 кв. м - 13 552,42 руб. за 1 кв. м в год.
Общество, указывая на то, что как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на ставку арендной платы на часть помещения площадью 103,4 кв. м в период с 17.06.2015 до 31.12.2016 в размере 3500 руб. за кв. м в год (согласно постановлению N 800-ПП в редакции от 20.10.2016) и 4500 руб. за кв. м в год за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 (согласно постановлению N 800-ПП в редакциях от 02.12.2016, от 15.12.2017, от 18.12.2018), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь пунктами 1, 1.1, 5 постановления N 800-ПП, разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 (далее - постановление Пленума N 73), пришел к выводу об обоснованности требований Общества, признал за ним право на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 17.06.2015 по 31.12.2016 на часть помещения площадью 103,4 кв. м и в размере 4500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 на часть помещения площадью 103,4 кв. м. Суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 5 постановления N 800-ПП субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда находящиеся в собственности г. Москвы, по договорам аренды без проведения торгов, площадью до 300 кв. м (пункт 1.1) предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год с 01.01.2014 по 31.12.2016 и в размере 4500 руб. за кв. м в год с 01.01.2017 по 31.12.2019.
В рамках выделенной группы субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год в 2014 - 2016 гг. и в размере 4500 руб. за кв. м в год в 2017 - 2019 гг.
При этом подпункт 1.1 пункта 1 постановления N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию. Поскольку действующая редакция указанного постановления не содержит требований о представлении в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также о принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически.
В силу условий договора аренды и дополнительного соглашения к нему величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло.
Таким образом, у Общества как субъекта малого предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, имеется право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 17.06.2015 по 31.12.2016 и с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, отменил решение от 02.08.2019 и отказал Обществу в иске.
Апелляционный суд сделал следующие выводы: Общество, реализовав свое право на перезаключение договора аренды помещения на новый срок без проведения торгов по правилам части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ и подписав дополнительное соглашение к спорному договору аренды, выразило согласие на установление ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда и должно исполнять данное условие договора, которое оно подписало без возражений; редакция от 24.02.2015 постановления N 800-ПП обязывала субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, обращаться в Межведомственную комиссию с целью установления льготной ставки арендной платы; решения Межведомственной комиссией в отношении Общества принимались, последним не оспаривались.
Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 5 указанной статьи в целях развития малого и среднего предпринимательства органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Как следует из части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Одним из таких нормативных правовых актов является Закон города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве, и определяет формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
В целях реализации данных положений Закона N 209-ФЗ и Закона N 60-ФЗ Правительство Москвы в декабре 2012 года приняло постановление N 800-ПП, в котором определило условия предоставления имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв. м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция постановления N 800-ПП была изменена 16 раз. Правительством Москвы добавлены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. При этом до внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП в постановление N 800-ПП на субъектов, указанных в пункте 1.1 постановления N 800-ПП, не распространялось положение пункта 2.1 постановления N 800-ПП, предусматривавшего такое условие установления льготной ставки арендной платы, как наличие заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы и решения Межведомственной комиссии.
В редакциях постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по декабрь 2016 года, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы. Такое обращение арендатор может также направить непосредственно в Департамент (пункт 5.1 Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП (далее - постановление N 424-ПП)).
Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Положения о Межведомственной комиссии данная комиссия принимает решение о предоставлении арендаторам - субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за 1 кв. м объекта нежилого фонда при соблюдении следующих условий: субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства; субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами; объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению; у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты; арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду; представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
При этом сведениями, касающимися использования объекта аренды по целевому назначению, наличия задолженности по арендной плате, сдачи помещения в субаренду с согласия арендодателя, обладает Департамент как арендодатель.
Системное толкование приведенных норм постановления N 800-ПП (в редакции, действовавшей с 20.10.2015 по 31.12.2016) и пунктов 2.1.1, 2.1.2, а также пунктов 5.1 - 5.2 раздела V (устанавливающих перечень документов, необходимых для представления в Межведомственную комиссию) Положения о Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о том, что обращение в данную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов.
Норма пункта 1.1 постановления N 800-ПП содержит два условия: сведения о субъекте малого предпринимательства включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе и площадь арендуемого им помещения меньше 300 кв. м.
Непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора, соответствующего приведенным критериям (использование объекта по целевому назначению, отсутствие задолженности по арендной плате, сдача в субаренду помещения с согласия арендодателя), возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за 1 кв. м.
Довод Департамента и Правительства Москвы о том, что льготная ставка в данном случае применению не подлежит, поскольку Обществом заключено дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, где сторонами согласовано условие о рыночной ставке арендной платы, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 постановления N 800-ПП, а также не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 17.06.2015 о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям договора аренды от 29.04.2005 и дополнительного соглашения от 17.06.2015 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 постановления N 800-ПП.
В случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 17.06.2015, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки (утратило статус субъекта малого предпринимательства, превысило лимит площади арендуемого объекта, нарушало условия договора аренды, использовало помещение не по назначению), Департамент не представил.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что применение рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, толкования содержания в совокупности норм постановления N 800-ПП в редакции, действовавшей до 01.01.2016, и Положения о Межведомственной комиссии, утвержденного постановлением N 424-ПП, а также буквального содержания постановления N 800-ПП в редакции, вступившей в действие с 01.01.2017, разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что Общество, как субъект малого предпринимательства, добросовестный арендатор объекта нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящегося в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 постановления N 800-ПП, в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год в период 17.06.2015 по 31.12.2016, а с 01.01.2017 в размере 4500 руб., поэтому Департаменту надлежит произвести перерасчет арендной платы за указанные периоды.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что у апелляционного суда, с выводами которого согласился суд округа, не было законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований Общества, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ постановление апелляционного суда от 22.10.2019 и постановление окружного суда от 30.01.2020 следует отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, а решение суда первой инстанции от 02.08.2019 - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 по делу N А40-64076/2019 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2019 по тому же делу.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Г.Г.ПОПОВА
И.Л.ГРАЧЕВА
Н.С.ЧУЧУНОВА
------------------------------------------------------------------