Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Асеева Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации" и подпунктом "г" пункта 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июня 2020 г. N 1518-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

АСЕЕВА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ

ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ С ТЕРРИТОРИИ

КОМПЛЕКСА "БАЙКОНУР", ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

И ПОДПУНКТОМ "Г" ПУНКТА 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ

С ТЕРРИТОРИИ КОМПЛЕКСА "БАЙКОНУР",

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Н. Асеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин В.Н. Асеев оспаривает конституционность пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации", предписывающего администрации города Байконура осуществлять учет имеющих право на предоставление социальной выплаты в соответствии с данным Указом Президента Российской Федерации граждан Российской Федерации и членов их семей, а также выдачу им государственных жилищных сертификатов.

Также заявитель оспаривает конституционность подпункта "г" пункта 4 утвержденного приведенным Указом Президента Российской Федерации Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее - Положение), согласно которому социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 состоят в установленном администрацией города Байконура порядке на учете в администрации города Байконура в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур".

Как следует из представленных материалов, В.Н. Асеев, получив в 2019 году гражданство Российской Федерации, обратился в комиссию по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса "Байконур" с заявлением о постановке его на учет в целях получения социальной выплаты, предусмотренной названными Указом Президента Российской Федерации и Положением, но получил отказ.

Решением гарнизонного военного суда данный отказ был признан правомерным. Как указал суд, заявитель до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Российской Федерации и подлежащего переселению с территории комплекса "Байконур".

По мнению В.Н. Асеева, оспариваемые нормативные положения в их взаимосвязи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 18, 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), поскольку они порождают неравенство в жилищных правах граждан в зависимости от даты их обращения с заявлением о постановке на соответствующий учет (до или после 18 мая 2018 года), препятствуют гражданам в постановке на такой учет и обеспечении жилым помещением на территории Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения от 25 февраля 2016 года N 432-О, от 28 июня 2018 года N 1573-О, от 25 апреля 2019 года N 998-О и др.). В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе издавать указы, в том числе - согласно частям 2 и 3 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации - регламентирующие жилищные правоотношения.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 и Положением, принятыми в порядке реализации приведенных конституционных положений, предусмотрены социальные выплаты в жилищной сфере для определенных категорий граждан Российской Федерации при условии, что они состояли на день вступления в силу данного Указа Президента Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", а также определен уполномоченный орган, осуществляющий предоставление этих социальных выплат гражданам и ведущий их учет.

Подобное правовое регулирование, призванное предоставить меры социальной поддержки в жилищной сфере гражданам Российской Федерации, признанным ранее в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащими переселению с территории комплекса "Байконур", не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, который, как отметил суд, не состоял на таком учете и не имел гражданства Российской Федерации до принятия названных Указа Президента Российской Федерации и Положения.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Асеева Владимира Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления