КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 июня 2024 г. N 1533-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
НИКОЛАЕВОЙ РАИСЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ СТАТЬЕЙ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Р.В. Николаевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка Р.В. Николаева оспаривает конституционность статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющей круг лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Как следует из представленных материалов, нарушение своих прав заявительница связывает с тем, что оспариваемое положение служит основанием для исключения лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, из числа участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим воинский долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.
Статья 2 данного Федерального закона содержит общее определение понятия "ветеран Великой Отечественной войны" и закрепляет, какие именно граждане и при соблюдении каких условий могут быть признаны ветеранами Великой Отечественной войны. Тем самым оспариваемая норма представляет собой основу для формирования системы мер социальной поддержки, предоставляемых каждой из категорий ветеранов, и не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы, являющейся вдовой инвалида вследствие ранения, полученного при защите интересов СССР в ходе участия в боевых действиях в Венгрии в 1956 году.
Разрешение же вопроса о возможности предоставления участникам боевых действий в Венгрии в 1956 году, а также их вдовам единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Николаевой Раисы Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------