КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 мая 2017 г. N 1102-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТЕЛЛИНА ДМИТРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 25.5, 27.1 И 27.7 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданина Д.А. Теллина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Теллин оспаривает конституционность статей 25.5 "Защитник и представитель", 27.1 "Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении" и 27.7 "Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице" КоАП Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Д.А. Теллин был задержан работниками службы охраны торговой организации и передан сотрудникам полиции, которые в ходе личного досмотра, проводимого по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обнаружили при нем похищенный из данной организации товар. Приговором суда, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, Д.А. Теллин был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью третьей статьи 30 и пунктом "а" части второй статьи 158 УК Российской Федерации (покушение на кражу, совершенное группой лиц по предварительному сговору), и освобожден от наказания вследствие акта об амнистии со снятием с него судимости. Суды вышестоящих инстанций оставили жалобы законного представителя заявителя и его защитников на данный приговор без удовлетворения, отклонив, в частности, доводы о проведении личного досмотра несовершеннолетнего заявителя в отсутствие защитника. Судами установлено, что личный досмотр Д.А. Теллина производился в присутствии его отца - законного представителя.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения позволяют проводить личный досмотр несовершеннолетнего в отсутствие защитника, что противоречит статьям 2, 15 (часть 4), 17, 18, 19 (часть 1), 38 (часть 1), 45 (часть 1), 48, 55 (часть 3) и 56 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1), устанавливает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (статья 48, часть 1), каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (статья 48, часть 2).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из статей 71 (пункты "в", "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (часть 3) следует, что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание закрепленного статьей 48 Конституции Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями (Постановление от 25 октября 2001 года N 14-П; определения от 5 февраля 2015 года N 236-О и от 28 марта 2017 года N 563-О).
В целях обеспечения реализации данного конституционного права при производстве по делу об административном правонарушении федеральный законодатель в статье 25.5 КоАП Российской Федерации закрепил право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на юридическую помощь защитника, который может участвовать в таком производстве с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4). Согласно названному Кодексу дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится личный досмотр (пункт 3 части 1 статьи 27.1, статья 27.7, пункт 2 части 4 статьи 28.1).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно либо через законных представителей (статьи 25.3 и 25.4 КоАП Российской Федерации) предпринимает меры для приглашения защитника к участию в деле; при этом данное лицо может выбрать защитника из числа как адвокатов, так и иных лиц (часть 2 статьи 25.5 КоАП Российской Федерации), что расширяет его возможности в поиске и приглашении защитника по сравнению с подозреваемым и обвиняемым в уголовном процессе, в котором право на самостоятельный выбор защитника не предполагает участия любого лица в таком качестве (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года N 2-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 302-О, от 20 октября 2005 года N 393-О, от 20 ноября 2008 года N 858-О-О, от 25 января 2012 года N 25-О-О, от 5 февраля 2015 года N 236-О и др.). Тем более правоприменителю следует проявлять особое внимание к случаям, когда обеспечительные меры государственного принуждения осуществляются в отношении лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, с тем чтобы такое лицо могло иметь полную возможность реализовать право на юридическую защиту с момента применения к нему указанных мер и имело гарантии надлежащей защиты своих конституционных прав при последующем публично-правовом преследовании со стороны государства.
Таким образом, статьи 25.5, 27.1 и 27.7 КоАП Российской Федерации, действующие в системной связи с другими нормами данного Кодекса и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Из представленных заявителем материалов следует, что сотрудниками правоохранительных органов было обеспечено участие законного представителя несовершеннолетнего Д.А. Теллина при проведении его личного досмотра, при этом как от несовершеннолетнего, так и его законного представителя не поступало каких-либо ходатайств, в том числе об участии адвоката при проведении указанных действий.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Теллина Дмитрия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------