КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 октября 2019 г. N 2778-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
МАСЛОВОЙ АНТОНИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1, ПОДПУНКТОМ "Г" ПУНКТА 3,
ПУНКТАМИ 94 И 98 ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев по требованию гражданки А.Г. Масловой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка А.Г. Маслова оспаривает конституционность следующих норм Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565):
пункта 1, устанавливающего органы, организации и учреждения, в которых, проводится военно-врачебная экспертиза в мирное и военное время;
подпункта "г" пункта 3, возлагающего на военно-врачебную комиссию определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, и их семей" (далее - прокурорские работники), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пункта 94, согласно которому военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы с установлением соответствующих формулировок;
пункта 98, закрепляющего возможность определения военно-врачебной комиссией причинной связи увечий, заболеваний граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы, на основании обращения граждан (их законных представителей), органов социальной защиты, военных комиссариатов (военных комиссариатов муниципальных образований), органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, органов и организаций прокуратуры.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, противоречат статьям 18, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45, 46, 59 (часть 2) и 114 (пункты "в", "е" части 1) Конституции Российской Федерации, пункту "а" статьи 21 и статье 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пунктам 1 и 2 статьи 8, пунктам 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьям 1 и 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", статьям 3, 36 и 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьям 1, 3, 4, 18 и 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункту 2 части 1, части 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", поскольку позволяют правоприменительным органам признавать заболевание, полученное в период службы, не связанным с исполнением обязанностей военной службы, и тем самым лишают вдов военнослужащих, умерших (погибших) в период прохождения военной службы, права на дополнительные льготы, в том числе в области пенсионного обеспечения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", которое принято в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Оспариваемые нормы данного Положения, устанавливая органы, организации и учреждения, в которых проводится военно-врачебная экспертиза в мирное и военное время (пункт 1), определяя обязанности военно-врачебной комиссии (пункт 3), круг оснований, обусловливающих вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы, военных сборов, а также службы в иных органах, указанных в пункте 1 данного Положения (пункт 94), а также лиц и органов, по обращению которых может быть вынесено заключение военно-врачебной комиссии, в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в равной мере распространяются на всех военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Разрешение же вопроса о правильности установления причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца заявительницы - В.Ф. Маслова, равно как и проверка соответствия оспариваемых положений указанным в жалобе нормативным правовым актам, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Масловой Антонины Григорьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------