Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2022 N 3042-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зятьковой Элеоноры Валерьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 ноября 2022 г. N 3042-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

ЗЯТЬКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 37 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Э.В. Зятьковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Э.В. Зятькова оспаривает конституционность пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761), согласно которому среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.

По мнению заявительницы, оспариваемое положение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации, поскольку ставит определение среднемесячного дохода в зависимость от момента получения дохода без учета длительности периода, за который он получен, что не позволяет разделить суммы полученного пособия по беременности и родам на весь период соответствующего отпуска, в случае его окончания за пределами расчетного периода.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это к ведению законодателя.

Федеральный законодатель в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепил право граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из доли указанных расходов граждан в совокупном доходе семьи, наделив при этом Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка определения размера субсидий и их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 декабря 2005 года N 761 утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установленный в данном акте порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии предполагает расчет среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде, при определении которого предусматривается учет, наряду с количеством членов семьи, среднемесячного дохода каждого члена семьи, рассчитанного исходя из суммы всех доходов, полученных в течение расчетного периода, и количества месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (пункты 37 - 39).

Следовательно, оспариваемое положение, предполагающее учет доходов, полученных гражданами в течение расчетного периода, является необходимым элементом механизма реализации права на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, соотносится с принципом адресности мер социальной поддержки в жилищной сфере, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Разрешение же поставленного вопроса об установлении иного порядка учета пособия по беременности и родам при расчете среднемесячного дохода граждан к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зятьковой Элеоноры Валерьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления