КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 марта 2017 г. N 358-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КОЛЕСНИКОВА ДМИТРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
И КОМПЕНСАЦИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ ЗАКАВКАЗЬЯ, ПРИБАЛТИКИ
И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ
В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Д.В. Колесникова,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.В. Колесников оспаривает конституционность части первой статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
Как следует из представленных материалов, Д.В. Колесников в период с 28 августа 2008 года по 30 ноября 2010 года проходил военную службу по контракту в воинской части, до 1 декабря 2010 года пунктом постоянной дислокации которой являлся город Майкоп Республики Адыгея. При определении продолжительности выслуги лет заявителя для назначения ему пенсии данный период службы федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" был учтен в календарном исчислении. Полагая, что указанный период, согласно оспариваемому законоположению, подлежит зачету на льготных условиях (из расчета один месяц военной службы за полтора месяца), поскольку в это время он исполнял обязанности военной службы на территории Республики Абхазия, Д.В. Колесников обратился с соответствующими требованиями в Майкопский гарнизонный военный суд, который решением от 27 августа 2015 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, требования заявителя удовлетворил.
Определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года решения, вынесенные судами по делу Д.В. Колесникова, были отменены и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя о зачете в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода с 28 августа 2008 года по 30 ноября 2010 года. Принимая решение, суд указал на расхождение положений, содержащихся в Законе Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и в пенсионном законодательстве, в частности в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которое не предусматривает зачета в выслугу лет на льготных условиях периода прохождения военной службы на территории Республики Абхазия.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 39, 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку наличие в нем отсылки к законодательству о пенсионном обеспечении - по смыслу, придаваемому ему правоприменительными органами, - препятствует реализации права военнослужащих на зачет в выслугу лет периода прохождения военной службы на территории Республики Абхазия в льготном исчислении.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), а также признает в качестве одной из важнейших составляющих социального обеспечения право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Соответственно, определение механизма реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, уполномочен урегулировать как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц, включая установление для некоторых категорий граждан, в том числе военнослужащих, разного рода льготных условий реализации пенсионных прав в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Исходя из особой значимости военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в том числе отнес к основаниям их пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности - выслуги лет.
Выслуга лет, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.
По общему правилу периоды военной службы подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении. Для наиболее полного учета условий прохождения службы, в том числе связанной с особенностью ее несения в различных регионах, федеральный законодатель в части второй статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрел возможность льготного исчисления времени прохождения службы в особых условиях. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма (определения от 18 ноября 2004 года N 407-О и от 20 декабря 2005 года N 483-О).
Установление такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, относится к сфере усмотрения федерального законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 года N 87-О-О).
3. Действуя в пределах своей компетенции, законодатель в части первой статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установил льготное исчисление времени прохождения военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
Определение порядка предоставления указанной гарантии, в том числе в рамках общего (единого) порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии, отнесено законодателем к полномочиям Правительства Российской Федерации (абзац третий статьи 7 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"; часть третья статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей").
Реализуя предоставленное ему полномочие, Правительство Российской Федерации приняло постановление "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в котором в том числе учитываются особенности прохождения военной службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан.
В подпункте "г" пункта 3 данного постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.
Аналогичным образом реализовывалось данное право и в рамках ранее действовавшего законодательства (статья 19 Закона СССР от 28 апреля 1990 года N 1467-I "О пенсионном обеспечении военнослужащих"; Постановление Кабинета Министров СССР от 20 февраля 1991 года N 46 "О прохождении военнослужащими Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР действительной военной службы на территории республик Закавказья").
Следовательно, оспариваемое законоположение, направленное на создание дополнительных преимуществ для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, в полной мере учтено в системе действующего законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих, предусматривающего как льготное исчисление выслуги лет, так и определение размера их пенсионного обеспечения за выслугу лет в зависимости от ее общей продолжительности.
Установление льготных условий зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени прохождения военной службы по контракту в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и не относится к числу универсальных характеристик правового статуса военнослужащих, а применяется лишь в отношении отдельных категорий военнослужащих. При этом закрепление такого различия не предполагает заниженную оценку значимости служебной деятельности военнослужащих, не относящихся к данной категории.
Таким образом, часть первая статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" принята в пределах дискреционных полномочий законодателя и в системе действующего правового регулирования направлена на предоставление дополнительных гарантий в сфере пенсионного обеспечения отдельным категориям военнослужащих, а потому не может расцениваться как ущемляющая конституционное право заявителя на социальное обеспечение и нарушающая предписания статей Конституции Российской Федерации, указанных в жалобе.
Следовательно, жалоба Д.В. Колесникова не может быть признана отвечающей установленному Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" критерию допустимости обращений.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колесникова Дмитрия Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------