Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2022 N 44-КАД22-7-К7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 августа 2022 г. N 44-КАД22-7-К7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черемных Яны Витальевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 5 июля 2021 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года по делу N 2а-2522/2020 по административному исковому заявлению Черемных Я.В. к ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" (далее - Центр социальных выплат и компенсаций) о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенное право.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Центра социальных выплат и компенсаций от 5 июня 2020 года Черемных Я.В. отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка (далее - ежемесячная выплата) по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации на второй квартал 2020 года.

Считая отказ неправильным, Черемных Я.В. обратилась в суд с административным иском о признании его незаконным, возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения путем назначения ежемесячной выплаты со дня ее обращения с заявлением, указав, что при исчислении среднедушевого дохода ее семьи административный ответчик не произвел вычет алиментов, удерживаемых из заработной платы мужа на содержание его сына от первого брака, проживающего с матерью.

Решением Кировского районного суда города Перми от 30 сентября 2020 года, принятым в порядке административного судопроизводства, отказано в удовлетворении требований Черемных Я.В.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2020 года судебное решение отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 года это апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 5 июля 2021 года решение Кировского районного суда города Перми от 30 сентября 2020 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года судебные акты нижестоящих судов признаны законными.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Черемных Я.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 5 июля 2021 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года, оставить в силе апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 декабря 2020 года.

Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2022 года дело истребовано, определением от 21 июня 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - Кодекс).

Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.

Из материалов дела видно, что Черемных Я.В. состоит в браке с Черемных С.В., <...> года у супругов родился ребенок.

25 мая 2020 года Черемных Я.В. обратилась в Центр социальных выплат и компенсаций с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты, предоставив вместе с необходимыми документами о доходах справку с места работы супруга об удержании работодателем за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 года с Черемных С.В. алиментов в размере 109 736,85 руб.

Отказывая в назначении ежемесячной выплаты, Центр социальных выплат и компенсаций, посчитал, что размер среднедушевого дохода семьи составляет <...> руб., что превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Пермском крае на второй квартал 2020 года (22 676 руб.). При этом не принял во внимание размер удержанных в расчетном периоде алиментов из заработной платы Черемных С.В., включив и эту сумму в доход семьи.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с которым согласился кассационный суд, исходил из того, что Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлен определенный перечень выплат, не подлежащих учету в составе дохода семьи граждан, претендующих на ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка, в который алименты не включены.

Поскольку среднедушевой доход семьи истца превысил предусмотренную величину прожиточного минимума в Пермском крае, как установил суд первой инстанции, отказ Центра социальных выплат и компенсаций в назначении Черемных Я.В. ежемесячной выплаты является законным, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключения из заработной платы суммы алиментов, удерживаемых на содержание ребенка от другого брака, признан правомерным.

Между тем судами не принято во внимание следующее.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, назначаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В абзаце втором статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 поименованного закона определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 этого же федерального закона оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Из приведенных норм следует, что целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, является поддержание уровня жизни в том числе малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения.

В целях социальной защиты семей в связи с рождением детей 28 декабря 2017 года принят Федеральный закон N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"), в котором законодатель в статье 1 установил круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, и определил условия получения указанной ежемесячной денежной выплаты.

Названным федеральным законом в редакции, действовавшей на момент подачи административным истцом заявления о назначении ежемесячной выплаты, предусматривалось, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о прожиточном минимуме) за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В статье 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" определен порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в частности вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пункт 1 части 1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона о прожиточном минимуме порядок исчисления среднедушевого дохода семьи устанавливается федеральным законом.

Статьей 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 (далее - Перечень), из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.

По смыслу приведенных норм, которые не были применены судами при разрешении заявленных Черемных Я.В. требований, федеральный законодатель, определяя порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, установил, что при расчете среднедушевого дохода семьи алименты учитываются в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Следовательно, сумма алиментов, удержанная из заработной платы супруга административного истца на содержание ребенка от первого брака, учтена при расчете среднедушевого дохода семьи Черемных Я.В. неправильно.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о правомерности оспариваемого отказа наделенного публичными функциями государственного казенного учреждения является неверным, основан на неправильном применении норм материального права, выразившимся в неприменении положений Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Таким образом, допущенные судами существенные нарушения норм материального права повлияли на исход дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты, оставившие без изменения судебное решение, нельзя признать законными.

Судебная коллегия с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", согласно которым при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает необходимым дать правовую оценку и решению суда первой инстанции от 30 сентября 2020 года, которое также является незаконным ввиду неправильного применения норм материального права.

При таких обстоятельствах принятые по делу решение суда первой инстанции, апелляционное и кассационное определения необходимо отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судами трех инстанций допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения (пункт 5 части 1 статьи 329 Кодекса).

Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кировского районного суда города Перми от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 5 июля 2021 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска Черемных Яны Витальевны.

Признать решение ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" от 5 июня 2020 года незаконным, возложить обязанность на названное учреждение рассмотреть вопрос о назначении Черемных Я.В. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка со дня ее обращения с заявлением.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления