Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2018 N 66-АПГ18-41

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 сентября 2018 г. N 66-АПГ18-41

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18 Городовой Юлии Викторовны о признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 25 июля 2018 года N 197/2807 "О регистрации Крутицкой Марины Михайловны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 18" по апелляционной жалобе административного истца на решение Иркутского областного суда от 9 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей административного истца Посталакий А.С. и Чекуновой С.А., поддержавших доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Крутицкой М.М. - Прокофьева М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Законодательного собрания Иркутской области N 63/2-3С от 5 июня 2018 года выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва назначены на 9 сентября 2018 года.

Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года N 187/1878 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 18 возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию (далее - Тайшетская ТИК), которая постановлением от 23 июля 2018 года зарегистрировала Городову Ю.В., выдвинутую Региональным отделением в Иркутской области политической партии "Гражданская платформа", кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по названному округу, постановлением от 25 июля 2018 года - Крутицкую М.М., выдвинутую Региональным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в Иркутской области.

Городова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления о регистрации кандидата Крутицкой М.М., ссылаясь на нарушение избирательной комиссией подпунктов "в", "в.1", "в.2", "з" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

Решением Иркутского областного суда от 9 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Городова Ю.В. просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела и нарушения судом норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы Крутицкой М.М., участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 76 названного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указаны основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");

- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований поименованного закона, иного закона (подпункт "в.1");

- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного закона, иным законом (подпункт "в.2");

- использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда (подпункт "з").

Пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает условия выдвижения кандидатов, в том числе названной нормой определен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также необходимость указать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), не возлагая обязанности предоставить документ, подтверждающий сведения об идентификационном номере налогоплательщика.

Суд первой инстанции, установив, что в поданном в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться Крутицкой М.М. указаны сведения об идентификационном номере налогоплательщика, правомерно не признал нарушением избирательного законодательства непредоставление документа, подтверждающего эти сведения.

В соответствии с пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 названного федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 названного закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 этого же закона.

Проверяя утверждение административного истца о предоставлении сведений об имуществе кандидатом Крутицкой М.М. в неполном объеме и с нарушением установленных законом требований в оформлении, суд первой инстанции, проанализировал содержание представленных документов, сопоставил их с нормами Федерального закона N 67-ФЗ и сделал правильный вывод о соблюдении Крутицкой М.М. требований избирательного законодательства, обоснованно констатировав о полноте сведений о принадлежащем кандидату, супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество в отношении несовершеннолетних детей, а также сведений о расходах кандидата, о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акции в отношении несовершеннолетних детей.

Является верным суждение суда о недоказанности административным истцом факта использования Крутицкой М.М., имеющей постоянное место жительства и регистрацию в другом субъекте Российской Федерации, денежных средств помимо избирательного фонда, о несостоятельности довода о нарушении закона, выразившегося в отсутствии на дату подачи Крутицкой М.М. документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, уведомления о реквизитах специального избирательного счета, поскольку, как верно указано судом, в силу пункта 6 статьи 62 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года N 18-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, который может быть открыт только с разрешения соответствующей избирательной комиссии, которое было получено названным кандидатом 16 июля 2018 года, следовательно, до этой даты Крутицкая М.М. не могла открыть избирательный счет и представить сведения о нем.

Подпунктом "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ не предусмотрены требования к форме документа, предоставляемого кандидатом в подтверждение его статуса безработного. Представленная справка Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Ленинградской области" Волховский филиал от 9 июля 2018 года, подписанная уполномоченным должностным лицом и заверенная печатью названного учреждения, обоснованно не признана судом первой инстанции документом, оформленным с нарушением закона.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Крутицкой М.М.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены судебного решения.

Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Иркутского областного суда от 9 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городовой Юлии Викторовны - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления